Взорвав на прошлой неделе свой второй ядерный заряд, Северная Корея вызвала международный кризис, который может закончиться ее ликвидацией. Наши военные утверждают: мощность заряда — 10—20 килотонн тротилового эквивалента. Американские источники — 2—5 килотонны. При первом испытании (октябрь 2006-го) мощность была около 1 килотонны, так что успех КНДР очевиден. Пока все оценки основаны на сейсмоданных. Первые исследования образцов воздуха не выявили характерных для цепной реакции изотопов. Впрочем, взрыв был подземный, и утечка радиации могла быть минимальна. В 2006-м изотопы тоже не сразу нашли, только сегодня более четкие сейсмоданные не оставляют места для сомнений.
Пхеньян повторными пусками ракет обозначает наличие у КНДР ракетно-ядерного щита. По российским данным, корейцы сумели выделить до 40 кг оружейного плутония, из которого можно сделать до 8 примитивных ядерных боезарядов. По мнению российских и западных военных, корейцы еще не научились делать надежные ядерные боеголовки для баллистических ракет, но примитивные ядерные авиабомбы, очевидно, могут. У них, кстати, есть в качестве потенциальных носителей китайские копии старых советских бомбардировщиков Ил-28.
Международное сообщество, включая Россию и Китай, единодушно осудило Пхеньян. В Совбезе ООН готовится грозная осуждающая резолюция. США и Япония предлагают, чтобы Совбез потребовал от всех стран — членов ООН ввести полное эмбарго на любые поставки оружия и комплектующих, запрет на импорт в КНДР предметов роскоши для элиты, досмотр всех северокорейских морских судов и замораживание финансовых авуаров. В принципе все эти санкции уже были введены ООН в 2006-м, но практически не выполнялись. Пхеньян заранее объявил, что не признает никакой резолюции ООН и «неизбежно примет дальнейшие меры для самообороны».
На прошлой неделе Южная Корея присоединилась к возглавляемой США инициативе по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ИБОР). КНДР зарабатывает деньги, экспортируя в Иран и Сирию ракетные и ядерные технологии, а ИБОР предусматривает осмотр морских судов для конфискации компонентов оружия массового поражения. Пхеньян пригрозил нанести удар по американскому и южнокорейскому флоту, если его суда начнут досматривать, и даже объявил о разрыве соглашения о перемирии, которое закончило корейскую войну в 1953 году.
Пока дальше угроз дело не пошло, но установление США фактической морской блокады КНДР в рамках ИБОР или в соответствии с новой резолюцией СБ ООН может начать неуправляемую эскалацию конфликта.
Пока шеф Пентагона Роберт Гейтс объявил, что нет данных о развертывании армии КНДР для полномасштабных боевых действий, и потому усиления американского военного присутствия в Южной Корее пока не требуется. «Мы не собираемся предпринимать военные операции против Северной Кореи, если только они сами не сделают что-то, требующее военного ответа», — заявил Гейтс. Но на Окинаву уже переброшена эскадрилья новейших «невидимых» (stealth) истребителей F-22 Raptor («Хищник»). F-22 смогут посменно постоянно барражировать на сверхзвуковой скорости вблизи воздушного пространства КНДР, чтобы при угрозе за пару минут выйти на перехват тихоходных северокорейских бомбардировщиков.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Билл Пери, бывший министр обороны США, признанный специалист по КНДР, полагает, что «шестисторонние переговоры с КНДР провалились» и продолжать их нет смысла. «У дипломатии еще есть шанс», но переговоры имеет смысл продолжать только с позиции силы и, если надо, нанести удар, чтобы не дать КНДР оснастить свои баллистические ракеты ядерными боеголовками.
До сих пор в Вашингтоне и в других мировых столицах полагали, что Пхеньян — как хитрый дебошир — развивает ядерную программу для торговли и шантажа, чтобы обменять ее на деньги, продовольственную и иную помощь. Теперь вдруг поняли: КНДР действительно решила создать ракетно-ядерный потенциал и торговаться готова по поводу неприменения ядерного оружия, а не отказа от него.
Для США и их союзников это неприемлемо. Если Пхеньян в сжатые сроки не капитулирует, война становится почти неизбежной. Для создания ракет, способных достичь территории США, КНДР потребуется лет 5 или больше, но американцы не будут рисковать, а постараются ликвидировать корейский потенциал в зародыше.
В нищей КНДР более 1 миллиона бойцов регулярной армии и еще 6 млн резервистов при общем населении чуть более 20 млн. В середине 90-х, по оценке международных организаций, 2 млн жителей КНДР умерли от голода. Рядом Южная Корея — богатая и развитая страна с населением 48 млн, в которой регулярная армия — 670 тысяч плюс 2,5 млн резервистов и 28 тысяч американских солдат.
У КНДР много тяжелого оружия, но образца 50—60-х годов. Создан многочисленный спецназ, но против современных американско-южнокорейских сил, высокоточного оружия, тотального превосходства в воздухе и на море у них мало шансов. И воздушные удары разрушат вертикаль власти в КНДР, значительная часть армии и народа может прекратить сопротивление, отказавшись умирать за своих зажравшихся вождей.
Армия США ведет войну сразу и в Ираке, и в Афганистане, но большая часть ВВС и ВМФ — в резерве и готовы разнести КНДР, на что указал на прошлой неделе председатель объединенного комитета начальников штабов генерал Майк Муллен: «Пусть никто не думает, у нас есть чем ответить». В случае войны пехота будет по большей части корейская с обеих сторон, а американцы — в воздухе и на море. КНДР сможет нанести ракетные удары по Южной Корее и по Японии. Возможно применение химических боеголовок. Но тогда и японские силы самообороны смогут полноценно вступить в бой, несмотря на пацифистскую конституцию. Война если будет, то та, которую любят и умеют вести генералы Пентагона.
Северная Корея сегодня (в отличие от 50-х годов) нам не союзник, но остается важной буферной зоной безопасности, которая отделяет КНР и Россию от американских баз и союзников. Россия и Китай (основной торговый партнер КНДР) готовы осуждать и даже наказывать Пхеньян, но совсем другое дело — санкции, которые могут обрушить режим. Российский МИД категорически выступает против международной изоляции КНДР, а шестисторонний переговорный процесс считает «единственным средством урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова». Москва и Пекин хотели бы сохранить КНДР в качестве страны-изгоя, но тихой и мирной, без войн и ядерных скандалов.
Воевать вторую корейскую войну ни Россия, ни КНР не будут. Что делать, если американцы начнут «операцию принуждения агрессоров к миру», — непонятно. Это не говоря о возможности радиоактивных осадков на Дальнем Востоке. Пока за неимением лучшего нашим войскам в регионе приказано вести разведку и следить за обстановкой.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68