СюжетыСпорт

Техническое поражение

Для проведения ЧЕ по футболу в 2012 году Украине надо за полгода отремонтировать полстраны и помирить своих политиков. Неизвестно, что легче

Этот материал вышел в номере № 50-51 от 18 Мая 2009 г.
Читать
Итак, несмотря на негодование руководителей Кракова, Одессы и Днепропетровска, которых оставили за бортом проведения Евро-2012, вердикт окончателен. 13 мая исполком УЕФА объявил четыре польских и четыре украинских города, в которых через...

Итак, несмотря на негодование руководителей Кракова, Одессы и Днепропетровска, которых оставили за бортом проведения Евро-2012, вердикт окончателен. 13 мая исполком УЕФА объявил четыре польских и четыре украинских города, в которых через три года пройдет финал европейского чемпионата по футболу.

В Польше это: Варшава, Гданьск, Вроцлав и Познань. В Украине: Киев, Львов, Донецк и Харьков. И самое главное, что налицо паритетное распределение, которое так упорно ставили под сомнение европейские СМИ и которое истово отстаивал и отстоял в Бухаресте президент Федерации футбола Украины Григорий Суркис. Правда, у Украины есть проблемы — формула «четыре на четыре» действует пока условно, до 30 ноября 2009 года. Именно на этот день назначен час «Ч», после которого УЕФА вынесет еще одно решение. Но уже в отношении исключительно украинских городов — будут ли они реально готовы. То есть за оставшиеся полгода Украине нужно совершить чудо и подтянуть к стандартам УЕФА фактически половину страны. Ну что-то типа ударной комсомольской стройки, которую любой ценой нужно завершить аккурат к дню рождения вождя или годовщине победы в Октябрьской революции. Всем городам, которые были названы в Бухаресте, необходимо построить стадионы, реконструировать аэропорты, подготовить необходимое количество гостиничных номеров всех категорий, включая 5-звездочные. А также решить проблему дорог, бездомных животных, парковок, фан-зон, питания, городского транспорта и медицинского обеспечения десятков тысяч болельщиков. Не говоря уже о таких «мелочах», как победа над ненавязчивым национальным сервисом или ментальной перезагрузке таксистов, милиционеров, пограничников и таможенников.

Полную гарантию успеха сегодня не может дать никто. Тот же Григорий Суркис уже в Киеве заявил, что, если через три месяца он увидит, что подготовка выпадает из графика, он первый об этом доложит в УЕФА. А поскольку г-н Суркис является автором проекта Евро-2012, то именно его вердикт может быть для Украины окончательным. Но, несмотря на все реальные угрозы, есть и некоторые плюсы.

Киев, Львов, Донецк и Харьков можно разделить на две условные группы. Два города — Донецк и Харьков, в которых работают деньги стратегических инвесторов, крупных бизнесменов — Рината Ахметова и Александра Ярославского. И Киев со Львовом — с «коллективной безответственностью», где власти пока уповают лишь на бюджетное финансирование.

В Харькове на деньги Ярославского реконструируются аэропорт, стадион и тренировочная база. Государство должно профинансировать реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Местный бюджет должен изыскать средства на городскую инфраструктуру. Помимо этого Харьков работает в паре с Полтавой, где задействованы аэропорт и гостиницы класса 4+. Также в распоряжении харьковчан имеется и военный аэродром в Чугуеве.

В Донецке 29 августа состоится открытие построенного на деньги Рината Ахметова стадиона «Донбасс-Арена», который признан одним из пяти лучших стадионов в Европе. На сегодня футбольный клуб «Шахтер» и лично Ринат Ахметов уже вложили в проект Евро-2012 порядка 600 миллионов долларов. За государством остаются решения вопросов, связанных с реконструкцией взлетно-посадочной полосы и аэропорта.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Что касается Львова и Киева, то здесь проблем гораздо больше.

Во Львове стадион планируют сдать не раньше 2011 года. Финансирование пока идет исключительно за счет городского бюджета. А это порядка 80 миллионов долларов. Сумма для Львова, особенно в условиях кризиса, малоподъемная. Аэропорт, который полностью находится в государственной собственности, потребует бюджетных вливаний более чем на 150 миллионов долларов. Но поскольку 13 мая исполкому УЕФА передали письмо за подписью Ющенко, Тимошенко и Литвина, в котором они в очередной раз подтвердили государственные гарантии, то деньги будут искать. Тем более в Украину пришел второй транш от МВФ — более двух миллиардов долларов, часть из которых пойдет на финансирование проектов Евро-2012.

Но самая неопределенная ситуация в Киеве, без которого чемпионат в Украине невозможен. Тем более что по первоначальному сценарию в Киеве был запланирован финал чемпионата. Президент УЕФА Мишель Платини так и сказал — не будет Киева, не будет Евро-2012 в Украине. В первую очередь речь идет о реконструкции стадиона «Олимпийский» и строительстве терминала Д в аэропорту Борисполь. Киевские власти в борьбе за свои интересы потеряли как минимум полтора года, прежде чем началась реконструкция стадиона. Стратегического инвестора в столице нет.

Зато есть масса проблемных зон, где сталкиваются бизнес-интересы различных групп. Не говоря уже о факторе открытого противостояния между киевской властью и кабинетом министров, что также не улучшает общую ситуацию.

Кстати, в Бухаресте помимо тревог, связанных с подготовкой спортивной, транспортной и иных инфраструктур, говорили и о факторе украинских политических рисков, что весьма тревожит функционеров УЕФА.

Бесконечные разборки между премьером, президентом и парламентом давно стали в Европе притчей во языцех. К тому же Украина вступает в полосу выборов. Начиная от президентских (что повлечет за собой еще и смену правительства) и заканчивая выборами местных советов. Все это должно произойти до 2012 года. Понятно, что все политические силы будут активно выступать в поддержку проекта Евро-2012. Но специфика украинской политической жизни такова, что все созидательные лозунги на практике несут разрушительное начало. В стиле борьбы за мир до последней капли крови. Как максимально деполитизировать процесс, пока не ясно. В том числе и потому, что в подготовку вовлечено слишком много чиновников от разных политических сил, которые настроены помимо всего прочего еще и активно пилить бюджет. Громких скандалов в силу отсутствия активного финансирования пока немного. Но прецеденты уже имеются. Причем в городах с той самой «коллективной безответственностью» — то есть в Киеве и во Львове. Львовская оппозиция местному мэру заявляет о завышении стоимости проектных работ по стадиону почти на четыре миллиона долларов. В Киеве же страсти кипят вокруг стоимости реконструкции НСК «Олимпийский», которая постоянно растет.

Еще одним слабым звеном является украинский парламент, который по сей день не удосужился рассмотреть пакет законов, связанных с облегчением инвестиционной деятельности в Украине. Что не дает иностранным инвесторам (тем более в условиях кризиса) никаких гарантий. Хотя, по оценкам экспертов, проект Евро-2012 даже во время кризиса является достаточно привлекательным и перспективным. Но Верховная рада занимается чем угодно, только не основной работой. А если Рада не проголосует за инвестиционные законы на этой сессии, то законодательные изменения не будут учтены при формировании бюджета на 2010 год. Что в свою очередь не сможет не отразиться на финансировании проектов по подготовке к Евро-2012.

Но, похоже, что украинская власть поняла, что отступать некуда. О готовности лоббировать законы, связанные с Евро-2012, уже заявили представители Партии регионов, пообещавшие во вторник разблокировать работу парламента. Об ужесточении сроков готовности объектов для городов-участников заявил вице-премьер Иван Васюник, который курирует подготовку к чемпионату. Васюник хочет снять все вопросы, касающиеся проведения матчей в трех городах и проведения финала в Киеве, уже до конца сентября. Конкретные механизмы не названы. Но, похоже, что это будет некоей комбинацией из административного кнута и бюджетного пряника.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow