СюжетыОбщество

Свинство страшнее гриппа

Успокоительный репортаж читателя «Новой» из Мексики, откуда распространяется вирус A/H1N1

Этот материал вышел в номере № 50-51 от 18 Мая 2009 г.
Читать
Слава богу — вроде поток мэйлов, звонков и эсэмэсок с главным вопросом: «Как ты там, в своей Мексике, жив еще?» — начал понемногу стихать. Оглядываю себя в зеркало — нет, вроде не освинячился с этим гриппом, физиономия пока что на свиной...

Слава богу — вроде поток мэйлов, звонков и эсэмэсок с главным вопросом: «Как ты там, в своей Мексике, жив еще?» — начал понемногу стихать. Оглядываю себя в зеркало — нет, вроде не освинячился с этим гриппом, физиономия пока что на свиной пятачок не шибко смахивает. Жизнь помаленьку возвращается на круги своя. Самое время описать впечатления почти трехнедельной свиновирусной вакханалии, так сказать, глазами очевидца.

Итак, 24 апреля сего года мировые информационные агентства прорвало, как трубу в ржавом унитазе. В стране Мексике — неизвестный доселе вирус свиного гриппа! Смертоносность потрясающая, только за одну ночь — 150 погибших!! Грядет эпидемия всемирного масштаба!!!

Жуть, короче. Почитать — так сразу представляется мирный мексиканский городок, а на его улицах трупы людей и свиней вперемешку. Так сказать, в последнем смертельном объятии. А над ними так и парят вирусы, выискивая очередные жертвы. В общем, полный свинский Апокалипсис в масштабах одной страны.

Надо сказать, российские СМИ тоже не отставали от мировых по части нагнетания истерики. Кое-кто вспоминал мировую гриппозную пандемию аж 1918 года, аккуратно избежав упоминания о том, что тогда ни противовирусных препаратов, ни антибиотиков супротив пневмонии в принципе не существовало. Одна дама из уважаемого отечественного интернет-издания горестно вопросила на весь мир: если в теплой жаркой Мексике острая респираторная инфекция косит людей сотнями, то что будет с холодной Россией, где вирус хлебом не корми — дай только ему попастись? Ну просто ложись, россиянин, и помирай — не от гриппа, так от страха.

Справедливости ради надо отметить: немалую надежду для России с газетных полос обещало мужественное усталое лицо санитарного маршала всея Руси Онищенко. На нем четко читалось: дескать, уважаемые сограждане, грузинский боржоми пережили, латвийские шпроты пережили, так и с мексиканским гриппом справимся, будьте уверены. Только не ходите в Мексику гулять — и все будет хорошо!

Вот на таком непростом общемировом фоне оказалась страна Мексика и все, в ней живущие и в ней оказавшиеся.

Собственно, что нам здесь оставалось делать? Разве что спокойно сесть, стараясь ненароком не придавить личной «пятой точкой» какой-нибудь особо зловредный свиновирус, и спокойно порассуждать.

Начнем с простой истины, высказанной еще булгаковским Воландом: человек смертен. В том числе и от гриппа — никуда от этого не денешься. В Сети легко находится официальная статистика. К примеру, в такой мощной стране с могучим здравоохранением, как США, ежедневно (!) помирают от самых разных гриппозных вирусов и связанных с ними осложнений около 100 человек. За семь дней соответственно — ориентировочно 700. В то же время за первую неделю эпидемии от нового вируса там умер 1 (один) человек. Один на фоне семисот — как говорится, проще под автобус попасть. Вероятность намного больше.

ОК, но в Мексике же — 150 трупов от злоб-ного вируса за первую ночь! Небитая карта, козырный новостной туз. Сразу так и представляешь небольшой мексиканский поселок, а в нем — толпу квалифицированных вирусологов, запросто способных отличить вирус свиного гриппа А/H1N1, к примеру, от вируса гриппа шахматистов П/Е2Е4. Так оно и оказалось: эта первоначальная жуткая новостная цифра от первого же реального анализа с ходу усохла раз в двадцать. Что и требовалось доказать: в эти 150 несчастных поначалу записали всех погибших от гриппа, пневмонии и еще много от чего.

При анализе мексиканских реалий попутно рухнул и миф скорбной дамы-журналистки о жаркой Мексике и холодной России. Ибо очаг свиной напасти — центральные штаты Мексики, Мехико и Сан Луис Потоси. А климат там непростой, печально знаменитый резкими скачками температуры на 20—25 градусов в течение суток. Даже я, российский сибиряк, там иногда мерзну. Ну а теплолюбивому мексиканцу при таких перепадах заработать острую респираторную инфекцию — никаких проблем. Такие вот якобы тропики…

В первые дни главное было — избежать массовой паники. Тут были задействованы все СМИ, включая телевидение. Каждый слух — к примеру, три новых трупа от свиного гриппа в Оахаке!!! — сразу публично анализировался и чаще всего опровергался.

Стране приходилось воевать на два фронта — внутренний и международный. Не раз наблюдал, к примеру, такую вот ситуацию. Вот мексиканский врач-специалист в своем интервью осторожно высказывается: возможно, этот больной погиб от этого вируса, но этот момент нуждается в подтверждении. Дальше интервью попадает в международные агентства новостей, слово «возможно» и хвост фразы вырезаются, и по миру бухает очередной скорбный колокол — есть новая жертва смертельного вируса в Мексике!

Этот момент удалось удавить и тем самым выиграть очередной раунд борьбы за престиж страны в мире. Удавили просто — наладили диагностику проклятого вируса. И вот тогда мир с удивлением узнал, что из первых полутора сотен смертей в Мексике доказанных смертных случаев именно от вируса А/H1N1 — всего семь. Да и на сегодняшний день их в стране чуть больше сорока.

Так что вирус А/H1N1 реально оказался проблемой. Но — не трагедией в национальном масштабе. Не в последнюю очередь потому, что правительством были предприняты беспрецедентно жесткие санитарные меры. Страна сознательно пошла на финансовые потери, и немалые, чтобы обуздать заразу.

На границах штатов были срочно выставлены санитарные кордоны: лично их проезжал. Закуплены и доставлены лекарства и средства диагностики. Отменены занятия в школах и университетах: где на две недели, где на три. Закрыты все музеи и кинотеатры. Закрыты бары и дискотеки — без этого можно жить. Отменены спортивные мероприятия. Даже футбольные матчи, вторая религия мексиканцев, шли при пустых стадионах с закрытыми дверями.

В общем, было сделано все возможное.

Ну и нам, остававшимся на боевом посту, пришлось хлебнуть санитарных мер по самое не могу. Офис напоминал полевую операционную времен Второй мировой: минимум персонала (все женщины, имеющие малых детей, и беременные были отправлены домой) в обязательных масках-намордниках, минимум посетителей, на входе — санитарная охрана. Чихнул случайно — сразу на диагностику, больница напротив. И, разумеется, никаких обид: тут уж лучше перебдеть, чем недобдеть.

Только наладили все это — прилетела новая свинья со стороны мирового сообщества. В один прекрасный день Всемирная организация здравоохранения грянула на всю планету: та-та-та, найден первоначальный источник злобного свиного вируса! Адрес: крупная свиноферма в поселке Ла Глория, штат Веракруз, страна Мексика. Вот оттуда эта мерзость и пошла гулять по миру!

Пришлось отбивать и этот удар. На следующий день по газетам и телеканалам прошло срочное интервью с владельцем той самой фермы: нормальный мужик-ранчеро, полностью офигевший от такой подлянки во всемирном масштабе. По его словам, подтвержденным официально, в Ла Глории был зафиксирован один-единственный случай гриппа в легкой форме, больной выздоровел без проблем. Свиньи на ферме как свиньи — все в Ла Глории и ее окрестностях ими питаются, и по сей день хоть бы что. Да и от Ла Глории до главного очага вируса в центральных штатах километров семьсот с добрым гаком — столько ни одна нормальная свинья не пролетит и не протопает…

В общем, данные не подтвердились: свиной грипп обернулся гриппозным свинством. В очередной раз.

Зато подтвердилось, и не раз, другое. В критических ситуациях страшны не свиньи, а люди. Конкретно — людская дурость, от которой не может защитить ни одно правительство. Пару дней назад ухнула новость у нас, в почти спокойном по гриппу тропическом штате Чапас: в индейском поселке в глухой провинции заболела семья. Техника налажена, подтвердили — да, вирус тот самый, А/H1N1. Начали разбираться — откуда дровишки? Оказалось — глава семьи, владелец поселкового магазинчика, не нашел ничего лучше, как в карантинное время смотаться в Мехико, в самый вирусный очаг, за товаром. Товар он привез. Вирус — тоже. В качестве бесплатного приложения, так сказать, и от души — на всю семью хватило.

Но — обошлось. Все семейство на сегодняшний день вне опасности для жизни. Благодаря карантину на односельчан проблема не перекинулась.

Да и в стране грипп наконец-то на спад пошел.

Апокалипсис не состоялся.

Продолжаем жить.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow