СюжетыПолитика

Красный диверсант

Власти Москвы выделили 5 млн рублей на защиту Василия Кононова в Европейском суде по правам человека

Этот материал вышел в номере № 50-51 от 18 Мая 2009 г.
Читать
Василий Кононов, воевавший на территории Латвии во время Второй мировой, в 1998 году был обвинен латвийскими властями в убийстве мирных жителей села Малые Баты. В 2004-м он был признан виновным, но отпущен на свободу, так как уже отбыл...

Василий Кононов, воевавший на территории Латвии во время Второй мировой, в 1998 году был обвинен латвийскими властями в убийстве мирных жителей села Малые Баты. В 2004-м он был признан виновным, но отпущен на свободу, так как уже отбыл назначенный срок заключения.

Кононов обратился в Страсбургский суд; тот четырьмя голосами против трех отменил приговор и присудил Кононову 30 тысяч евро компенсации вместо 5 млн евро, которые Кононов просил. В январе 2009-го решение Страсбургского суда обжаловала уже Латвия.

Для России Кононов — «красный партизан-антифашист». На недавних слушаниях в Госдуме, посвященных попыткам реабилитации нацизма, Юрий Каплун заявил, что Кононов — «герой, которого судят за то, что он активно сражался с фашизмом и их пособниками».

Что же до жертв Кононова, то по мере роста накала борьбы России с фашизмом на чужой территории их принадлежность сильно менялась. Сначала официальные СМИ писали, что «Кононов утверждает, что убитые сотрудничали с полицаями» и выдали им партизанский отряд, пришедший в Малые Баты в феврале. Потом просто стали писать: «Сотрудничали с полицаями». А потом просто: «Полицаи».

Латвийские власти обвиняли Кононова в следующем: 27 мая 1944 года отряд Кононова, переодетый в форму немецких солдат, ворвался в деревню Малые Баты. Партизаны расстреляли или сожгли тех, кто попался под руку, в том числе женщину на 9-м месяце беременности. Их дома были разграблены, скот уведен.

Были убиты: Шкирмант Зулиан, 49 лет, — расстрелян, Шкирмант Владислав, 38 лет, — расстрелян, Шкирмант Бернард, 50 лет, — сожжен живьем, Шкирмант Гелен, жена Бернарда, 57 лет, — сожжена живьем, Крупник Модест, 49 лет, — расстрелян, Буль Амвроси, 54 года, — расстрелян, труп сожжен, Крупник Вероника, 63 года, — расстреляна, труп сожжен, Крупник Николь, 37 лет, — расстрелян, труп сожжен, Крупник Теко, 34 года, — расстреляна, труп сожжен.

В Малых Батах не было никакого полицейского поста. Тщательное расследование показало, что никакого сопротивления партизанам не было и убитые не имели отношения к полиции. Более того — это ясно из обстоятельств убийства, потому что цель операции состояла не просто в том, чтобы убить мирных жителей, а именно в том, чтобы приписать это преступление нацистам.

Называть Кононова партизаном, на мой взгляд, некорректно. Он — диверсант. Под партизанами мы имеем в виду местных жителей, ушедших в лес для героической борьбы с оккупантами, в крайнем случае — нерегулярные части, типа Дениса Давыдова, которые действуют в тылу врага на своей территории, пользуясь поддержкой мирных жителей.

Кононов ушел из Латвии вместе с частями Красной армии и в 1943-м был заброшен на территорию с глубоко враждебным населением, которую СССР оккупировал в 1940 году. Это население сдавало заброшенных в его тыл советских диверсантов не потому, что любило немцев, а потому, что не любило диверсантов.

Характерной чертой сталинского режима является тот факт, что целью действий Кононова в данном случае явились не легитимные военные объекты, а именно мирные жители, уничтоженные людьми, переодетыми в немецкую форму. Это был такой пиар по-сталински.

Европейский суд оправдал Кононова не потому, что начитался российской патриотической прессы, которая красочно расписывает, как партизаны Кононова «во время боя ликвидировали группу местных полицаев» и как убитая женщина «лично добивала раненых в февральском бою разведчиков». А в связи с положением Всеобщей декларации прав человека, о том, что «никто не может быть осужден за преступления… которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву».

Причина, по которой Кононов оправдан, является центральным парадоксом международного права.

«Международное право» — понятие расплывчатое, и, если в тот момент, когда человек совершал свое преступление, оно не считалось преступлением по законодательству данной страны, — это важный момент для оправдания. Но по этой причине можно оправдать любого нацистского преступника. Иван Демьянюк, убивший 29 тысяч человек, не совершил ничего, что в тот момент законодательством его страны называлось преступлением. Эйхман не совершил ничего, что в тот момент в его стране не считалось подвигом. Кейтель и Кальтенбруннер, которые «только выполняли приказы», тогда должны быть оправданы; трибунал в Гааге распущен, а ордер на арест президента Судана — отменен.

С другой стороны, если международное сообщество присвоит себе право судить людей направо и налево, то где гарантия, что не соберется какая-нибудь группа из Ахмадинежада, Чавеса и пр. и не объявит в розыск за преступления против человечности Барака Обаму, потому что ей так кажется?

Представим, что Василий Кононов был бы немецким диверсантом, который, переодевшись в советскую форму, расстреливал беременных немецких женщин с целью возбуждения в народе ненависти к Красной армии. Он совершенно точно бы отвечал за это, как Демьянюк. Но Кононов — советский диверсант, и его преступление признано Европейским судом ненаказуемым.

Система международного права несовершенна, и преступления Гитлера признаны преступлениями, потому что он проиграл, а преступления Сталина не признаны преступлениями, потому что он выиграл.

Власти Москвы вольны выделять 5 млн рублей (из 4 млн рублей, выделенных на правовую защиту москвичей) хоть Кононову, хоть Демьянюку: тоже, знаете ли, соотечественник. Но вряд ли следует повторять утверждения Кононова о том, что он убивал «полицаев-штуцманов». Это все равно что рассказывать, что полковник Буданов героически ликвидировал «чеченскую снайпершу».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow