СюжетыПолитика

Прагу взяли

Белорусская делегация посетила учредительный саммит «Восточного партнерства»

Этот материал вышел в номере № 48 от 13 Мая 2009 г.
Читать
Учредительный саммит программы «Восточное партнерство» прошел быстро, без осложнений: в Прагу все-таки не приехал Александр Лукашенко. Евросоюз вздохнул с облегчением. А вот что будет дальше — об этом Европа как-то не подумала. Похоже, 7...

Учредительный саммит программы «Восточное партнерство» прошел быстро, без осложнений: в Прагу все-таки не приехал Александр Лукашенко. Евросоюз вздохнул с облегчением. А вот что будет дальше — об этом Европа как-то не подумала. Похоже, 7 мая — день проведения саммита — был для нее неким часом Х, после которого все должно как-нибудь само рассосаться.

В самой программе партнерами Евросоюза назывались пять государств — Украина, Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан. Беларусь упоминалась в скобках: то ли как запасной игрок на случай, если кто-нибудь вдруг откажется от дружбы с Европой, то ли как государство, которое будто бы и следует включать в «Восточное партнерство», но очень не хочется. В конце зимы Беларусь все-таки включили в «Восточное партнерство». Европейские чиновники продолжали внушать белорусской оппозиции: наша главная задача — не допустить появления Лукашенко в Праге.

При этом все — и европейцы, и белорусы, и Лукашенко — прекрасно понимали: если государство включается в некий межгосударственный проект, то формально оно приглашается к участию именно через главу государства. Это вопрос процедурный, а не политический. А вот пригласить, но сделать все возможное, чтобы никто не приехал, — это уже большая политическая игра. Возможно, демонстративное заявление президента Чехии Вацлава Клауса о том, что он лично не подаст диктатору руки и не пригласит его в свою резиденцию, сделанное в тот самый день, когда министр иностранных дел Чехии это самое приглашение и привез в Минск, было одним из ходов в той игре.

Лукашенко надеялся, что ситуация все-таки изменится — хотя бы после встречи с папой римским в Ватикане и ужином с Берлускони в Риме за неделю до саммита. Мало того — даже акции солидарности с политзаключенными целых два дня не разгоняли. Очевидно, Александр Лукашенко ждал сигнала от Евросоюза. Но сигнала не последовало. В Прагу поехали министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов и первый вице-премьер Владимир Семашко. В Праге их в отличие от представителей других делегаций привезли прямо к входу во Дворец Конгрессов и ввели в здание под охраной. Но сотня белорусов с плакатами и флагами все-таки успела освистать соотечественников.

Это было утром 7 мая. А вечером — в ответ — в Минске задержали и избили 30 человек. 7 мая 2009 года для белорусов — это не день учредительного саммита. Это десятая годовщина похищения и убийства одного из лидеров оппозиции, бывшего министра внутренних дел Юрия Захаренко. Саммит в Праге шел своим чередом, а в Минске 300 человек вышли на площадь с его портретами. Простояли недолго. Омоновцы избивали и задерживали всех, кто попадался под руку. Лукашенко в это время встречался с послом России Александром Суриковым (не о скором ли признании Южной Осетии и Абхазии шла речь на этой встрече?).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow