СюжетыОбщество

Космос помнит войну

Победители в Великой Отечественной стали и победителями в освоении космоса. На том, что они сумели сделать, стоит сегодня российская космонавтика

Этот материал вышел в номере № 47 от 8 Мая 2009 г.
Читать
C первых дней Великой Отечественной главный конструктор Специального конструкторского бюро при московском заводе «Компрессор» тридцатидвухлетний Владимир Павлович Бармин (1909—1993) занимался созданием пусковых установок для реактивных...

C первых дней Великой Отечественной главный конструктор Специального конструкторского бюро при московском заводе «Компрессор» тридцатидвухлетний Владимир Павлович Бармин (1909—1993) занимался созданием пусковых установок для реактивных снарядов, получивших название «катюша»…

За годы войны под его руководством были разработаны и изготовлены 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых установок — «катюш», из которых 36 типов были приняты на вооружение Красной Армии и Военно-морского флота. Эти установки монтировались на всем, что способно было их перевозить, — на автомобилях, железнодорожных платформах, морских и речных катерах и даже на санях. После войны В.П. Бармин стал членом Совета главных конструкторов и создал космические старты, с которых запускались и советские спутники, и космические пилотируемые корабли.

Лейтенант Георгий Александрович Тюлин (1914—1990), командир гвардейской минометной части, вооруженной «катюшами», получил боевое крещение в самом начале ноября 1941 года под Москвой. А в 1946 году, после выхода Постановления Совета министров СССР «Вопросы реактивного вооружения», Г.А. Тюлин стал первым заместителем первого «космического министра».

В Германии под руководством Вернера фон Брауна (1912—1977) в войну разрабатывались уже баллистические ракеты большой дальности А-4 (Фау-2). Впервые они были использованы немцами для обстрела Парижа и Лондона 5 сентября 1944 года. Это заставило Великобританию, США и Советский Союз предпринять усилия по захвату научно-технических материалов и готовых образцов, которые позволили бы определить тактико-технические данные немецкой ракеты и воссоздать ее. В разной степени союзникам удалось это сделать. Вернер фон Браун после войны оказался в США и помог американцам как в запуске спутника, так и в отправке людей на Луну.

Из космонавтов Георгий Тимофеевич Береговой (1921—1995) — единственный фронтовик, прошедший войну «от» и «до». В 1941-м окончил Ворошиловградскую школу военных летчиков имени пролетариата Донбасса, блестяще освоил самолет Ил-2 (эти легендарные машины гитлеровцы звали «летающими танками») и в июне 1942-го принял под командование эскадрилью 90-го гвардейского штурмового авиационного полка. О нем говорили: в рубашке родился. Береговой совершил 185 боевых вылетов, был трижды сбит, но всякий раз чудом сажал горящий самолет. За отвагу и мужество, проявленные в воздушных боях, в октябре 1944 года Георгий Тимофеевич получил звание Героя Советского Союза. После войны Береговой 16 лет посвятил испытаниям самолетов: он поднял в небо более 60 типов новых машин. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (которая сегодня носит имя Ю.А. Гагарина). А в 1963-м зачислен в отряд космонавтов. Молодым космонавтам он казался ветераном. Тогда возрастной ценз при отборе был — 35 лет, а Береговому уже исполнилось 43 года, за что в отряде его прозвали «дедом». Но здоровьем и молодостью души он ничуть не уступал юным товарищам. 26 марта 1968 года космонавт Георгий Береговой пилотировал корабль «Союз-3». Он должен был состыковаться с беспилотным кораблем, стартовавшим днем ранее. Задачу усложняло то, что стыковка предполагалась на затемненной части орбиты (ночной). Выполнить задание Береговому не удалось: помешали разные причины, в том числе условия невесомости, к которым космонавт привык не сразу. Вернувшись на Землю, он высказал много ценных замечаний, которые помогли доработать системы корабля и избежать ошибок в дальнейших полетах.

Константин Петрович Феоктистов (р. 1926) — один из разработчиков первого искусственного спутника Земли и первых пилотируемых космических кораблей типа «Восток». А 12-13 октября 1964 года К.П. Феоктистов совершил первый в мире космический gjktn в составе экипажа из трех человек: кроме него на борту космического корабля «Восток» находился командир корабля Владимир Комаров и врач-космонавт Борис Егоров. Впоследствии Феоктистов участвовал в разработке кораблей «Союз» и «Прогресс», а также был одним из создателей орбитального комплекса «Мир».

Герой Советского Союза, доктор технических наук и профессор, чьим именем назван кратер на обратной стороне Луны и одна из улиц Воронежа, в 16 лет во время Великой Отечественной Войны был расстрелян и чудом остался жив…

Закончив девять классов школы, в июне 1942-го Костя Феоктистов добровольно ушел на фронт. Он стал разведчиком штаба Воронежского фронта и в том же году, во время своего пятого похода, попал в руки эсэсовцев. Его притащили к яме, поставили к ней спиной. Мальчик 16 лет до конца не верил, что в него выстрелят, но эсэсовец направил пистолет прямо ему в лицо. Вероятно, это и спасло будущего космонавта. Пуля прошла через подбородок и шею, навылет. Когда немцы ушли, Костя смог добраться до своей разведгруппы.

…После войны Феоктистов поступил в Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. В студенческие годы он увлекался конструкторскими разработками, интересовался трудами Циолковского и Королева. Окончив институт, пошел работать в НИИ-1 в группу Тихонравова, а затем в ОКБ-1 Королева. Сейчас он на пенсии. Увлекается рыбалкой и пишет мемуары.

В 1942 году в Белоруссии в партизанском отряде родился Петр Ильич Климук. Кто бы мог тогда подумать, что в суровых условиях партизанского быта растет богатырского здоровья ребенок, который станет знаменитым космонавтом, Героем Советского Союза, генерал-полковником и начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.

Календарь

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

10 мая 1946 г. в США начато исследование верхних слоев атмосферы с помощью трофейных ракет А-4 (Фау-2).

13 мая 1946 г. принято Постановление Совета министров СССР «Вопросы реактивного вооружения», положившее начало созданию новой отрасли оборонной промышленности — ракетостроения.

15 мая 1960 г. с космодрома Байконур запущен первый космический корабль, предшественник «Востока» (без систем жизнеобеспечения и приземления).

15 мая 1965 г. создан Институт космических исследований Академии наук СССР.

19 мая 1971 г. запущена АМС «Марс-2», доставившая на Марс вымпел с гербом СССР.

27 мая 1954 г. С.П. Королев направил министру оборонной промышленности СССР Д.Ф. Устинову докладную записку «Об искусственном спутнике Земли».

Именинники

9 мая 1949 года родился Олег Юрьевич Атьков, летчик-космонавт СССР. Выполнил космический полет в 1984 г.

13 мая 1942 года родился Владимир Александрович Джанибеков, летчик-космонавт СССР. Выполнил пять космических полетов (1978, 1981, 1982, 1984 и 1985).

13 мая 1956 года родился Александр Юрьевич Калери, летчик-космонавт РФ. Выполнил четыре космических полета (1992, 1997, 2000, 2003).

21 мая родился Анатолий Семенович Левченко (1941—1988), летчик-космонавт СССР. Выполнил космический полет в 1987 г.

25 мая 1931 года родился Георгий Михайлович Гречко, летчик-космонавт СССР. Выполнил три космических полета (1975, 1977/78 и 1985).

27 мая 1948 года — по документам дата рождения Александра Александровича Волкова (родился 27 апреля), летчика-космонавта СССР. Выполнил три космических полета (1985, 1988/89 и 1991/92).

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow