СюжетыОбщество

А вам — не врежу!

Местный депутат, газовый воротила и дальше подключал бы к трубе только тех крестьян, которые сдавали ему свои земельные паи, но пал жертвой собственного тщеславия

Этот материал вышел в номере № 46 от 6 Мая 2009 г.
Читать
В Бутурлиновском районе Воронежской области состоялся уникальный судебный процесс. Видный, по местным меркам, член правящей партии «Единая Россия» Николай Котельников (он же — депутат Воронежской областной думы, он же — генеральный...

В Бутурлиновском районе Воронежской области состоялся уникальный судебный процесс. Видный, по местным меркам, член правящей партии «Единая Россия» Николай Котельников (он же — депутат Воронежской областной думы, он же — генеральный директор ООО «Газполимерсервис», он же — генеральный директор ООО «Бутурлиновкамежрайгаз») подал в суд на «своих» крестьян — в основном стариков и старушек, — обвинив их в сговоре, клевете и покушении на его честь и достоинство. Покушение в виде жалоб организовали жители сел Елизаветино и Патокино, от имени которых депутат и бизнесмен Котельников осуществлял подлинное народовластие в Воронежской области и, заодно уж (так получилось), газификацию.

Причиной покушения стала земля. Господин Котельников озаботился тем, что многие крестьяне не способны оплатить газификацию по причине хронической бедности, и предложил им упростить товарно-денежные отношения — оплатить его фирме газификацию земельными паями — последним имуществом, которое позволяло крестьянам хоть как-то выживать. А чтоб они не сомневались, сделал такой платеж приоритетным: тех, кто сдавал паи, подключали к трубе немедленно.

Как это исторически сложилось в Воронежской области, оплаченная селянами газовая труба не становилась их собственностью — ее брала на свой баланс «газовая» фирма. А земельные паи по документам тоже как бы не участвовали в торговле газификацией: крестьяне просто продавали их «Газполимерсервису» по 12—12,5 тысячи рублей. При кадастровой стоимости пая в 250 тысяч. Кто не отдал землю, а пытался платить деньгами, счастья газового не дождались и топят свои дома дровами.

Теоретически можно было заключить договор с другим подрядчиком, но кто ж у него примет сеть в эксплуатацию, если директор «Межрегионгаза» — тот же Котельников?

Подобным образом газификация давно идет во многих селах Воронежской области, однако в данном случае возник громкий скандал: крестьяне стали обращаться с заявлениями вплоть до администрации президента, и даже следственный комитет при прокуратуре вынужден был возбудиться уголовным делом «по факту мошенничества». Он также затеял отдельную проверку, каким образом фирмы Котельникова использовали выделенные на газификацию обоих сел 2 670 000 руб. из федерального бюджета.

Первый суд состоялся еще в августе прошлого года. Иск о защите чести и достоинства господин Котельников подал в суд на жителя села Патокино Ивана Рыбалкина, посчитав его зачинщиком, распространившим сведения о том, что Котельников принуждает крестьян расплачиваться за газификацию своей землей. Тогда Бутурлиновский райсуд привлек-таки Ивана Рыбалкина к гражданско-правовой ответственности. Но шило вылезло из мешка, и 14 октября Воронежский областной суд отменил это решение, вернув материалы на новое рассмотрение.

Подобные жалобы писали многие жители обеих сел, и адвокат Рыбалкина потребовал привлечь соответчиками еще два десятка крестьян. Они послушно явились в суд. Истец на процессе метал громы и молнии, объявляя крестьянские жалобы клеветой. А селянам еще надо было доказать, что их избранник и заступник действительно принуждал их платить за газификацию землей, а не деньгами.

Процесс сопровождался вызовами «скорой»: одна из женщин узнала, что из-за ее жалобы возбудили уголовное дело в отношении Котельникова, и депутат так красноречиво поблагодарил ее в зале суда, что пришлось вызывать врача. Другая, дав показания, как господин депутат и его жена, главбух «Газполимерсервиса», заставляли ее отдать пай за газ, на выходе из суда узнала от представителей фирмы Котельникова, что договор с ней о газификации расторгается, — и ей тоже потребовался врач.

Депутат и его адвокат в суд приезжали на таких джипах, которые были дороже обеих деревень вместе с коровами, курами и останками колхозных тракторов на обочинах. И даже вместе с их газификацией. Позиция истца Котельникова: они должны быть благодарны ему по гроб жизни, потому что кадастровая стоимость паев на самом деле намного больше рыночной. По справке ООО «Газполимерсервис», стоимость долевого участия в строительстве уличного газопровода в Патокине и Елизаветине — от 19 до 165 тысяч рублей. Плюс 24—28 тысяч — внутридомовая обвязка. Не каждому дано такие суммы платить. Наоборот, фирма Котельникова вложила в газификацию целых 8,5 миллиона собственных средств; это разница между рыночной ценой пая и сметой. Убытки — ладно, лишь бы людям хорошо жилось… А жалобы, что «Газполимерсервис» завышал цены, ставя граждан в безвыходную позу, — ерунда: доказательства того, что цена работ завышена, в суд не представлено.

Народ за время этого процесса не раз просил и требовал хоть на суде наконец показать людям сметы работ по газификации. В суде смета наконец появилась, однако крестьян она совершенно не убедила. А некоторые из них добыли аналогичные сметы в других фирмах, и там суммы оказались в разы меньше. Только кто ж их, других, допустит к работам? (Лишь после скандала за работу взялись бригады местного райгаза, и цена оказалась действительно в разы меньше.)

В качестве свидетеля была вызвана жена истца, бухгалтер — госпожа Котельникова, и ее спросили: а были ли сметы на прокладку трубы по улице и обвязку домов? Главбух смело заявила уважаемому суду: да, сметы предоставлялись клиентам! На что зал ответил массовым возмущением: врет же, врет! Следом за главбухом другие свидетели, предупрежденные об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, твердо заявили: не было смет!

Свидетели со стороны Котельникова, уже променявшие свои паи на газ, в суде дружно радовались обретенному раю и твердили — дай бог здоровья благодетелю нашему! Но больше было показаний таких, что напоминали о России позапрошлого века. Как, например, изменили маршрут уличной трубы, когда одна из жительниц отказалась отдать свой пай и настаивала на денежной операции. Как вообще отказали в газификации дома крестьянину, заподозренному Котельниковым в том, что он ловил рыбу в личном пруду депутата. Как отрезали уже проведенный газ от дома, хозяин которого с депутатом поссорился.

Адвокатом крестьян выступил воронежский Центр по защите прав СМИ — дело ведь касалось свободы слова. Обычно юристам ЦЗП удается отстоять цивилизованные нормы, чем они очень помогают воронежским журналистам. Удалось и в этот раз, так что процесс закончился дружными аплодисментами: суд отказал депутату-бизнесмену в удовлетворении его иска.

Резонанс показательного процесса возник и в Воронеже, причем новый губернатор области Алексей Гордеев пылко возмутился: как, мол, такие типы могут в нашей славной партии состоять? Надо исключить!

И — немедленно исключили.

В целом же газификация воронежских сел осталась там же, где была до этого процесса: не больше трети крестьян удалось дождаться воплощения еще советских времен мечты. За десятки тысяч рублей, за порезанных коров, за собранное в долг по родственникам и соседям. Остальным платить нечем, хотя они и рады были бы отдать за газ последнее. Но и последнего нет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow