СюжетыОбщество

Мекъаб*

Почему Россия теряет Дагестан. Дагестанские дневники Юлии Латыниной

Этот материал вышел в номере № 42 от 22 Апреля 2009 г.
Читать
О брачном агентстве для шахидов, бандитах и вере, государственном финансировании ваххабистов и черных откатах В предыдущей серии:— «Матери Дагестана за права человека» или за права террористов?— Как погиб лидер джамаата «Шариат» и кто...

О брачном агентстве для шахидов, бандитах и вере, государственном финансировании ваххабистов и черных откатах

В предыдущей серии:— «Матери Дагестана за права человека» или за права террористов?— Как погиб лидер джамаата «Шариат» и кто снимал пропагандистские ролики о правилах обращения со взрывчаткой— Почему убивают глав районов— Сколько стоит условный срок— И почему ваххабизм пользуется в Дагестане все больше популярностью

Браки шахидов

Иса Исаев (сын главы «Матерей Дагестана за права человека» — Светланы Исаевой) попал в тюрьму за зверское групповое изнасилование. Он и его компания, вывалившись из сауны, поехали на дачу и по пути прихватили молодую даргинку: держали ее два дня.

В тюрьме Иса Исаев повстречал Хизри Мамаева1 и переродился совершенно. Он перестал курить и пить, женился, как говорят в МВД, на Заире, вдове боевика Ахмеда Газимагомедова, — одной из невест, которых сватало для будущих шахидов брачное агентство Гульнары Рустамовой2.

По уверению ментов, это вообще одна из главных сфер деятельности «Матерей» — подбор невест для будущих шахидов. Сначала девочке показывают фотки моджахедов — красивых, мужественных, с оружием в руках. Потом ведут разговоры о том, как важно встать на путь Аллаха. Потом негодуют: «Кто убил этих воинов Аллаха? Менты». Потом объясняют: вот, скоро он будет убит, и вместе с ним рай получаешь и ты.

Хизри Мамаев, один из лидеров буйнакского джамаата, и сам был женат на такой невесте, 18-летней Динаре Дайзиевой. 13 ноября 2007 года их группа была окружена в квартире в Буйнакске. Одна из женщин согласилась сдаться и вышла из дома с двумя детьми. Сама Динара первой выбежала с автоматом в руках под шквальный огонь спецназа. Случайный оператор снял эти кадры, и вся республика переписывает их с мобильного на мобильный.

— А кто такой Хизри Мамаев? — спрашиваю я Светлану Исаеву.

— Не знаю я, кто такой Хизри, — отвечает она.

Бандиты и вера

История хулигана Исы Исаева, который переродился в тюрьме — довольно типичная. Среди ваххабистов много бывших бандитов. Тот же Шамиль Гасанов, подельник Вадима Бутдаева3, бывший бандит. Перестав пить и курить, некоторые привычки свои он сохранил и в феврале был расстрелян по приговору Шуры за то, что крысил ваххабистский общак.

Среди суфиев тоже есть интересные личности. Бывший глава Кизилюртовского района Абдурахман Гаджиев сидит за покушение на главу Гергебильского района про прозвищу Большой Махач. Истый суфий, Абдурахман молится пять раз в день и уже поставил на место в тюрьме всех ваххабистов. Говорят, из-за этого ему приходится ходить в тюрьме со своей охраной.

Так что вот вам, с одной стороны — Шамиль Гасанов, с другой — Абдурахман Гаджиев. Пассионарии.

Дагестанский Азеф

Мне кажется, что непосредственной причиной взрывного роста могущества ваххабистов за последний год стало убийство Газимагомеда Гимринского. Газимагомед, депутат народного собрания республики, зять влиятельного казначея Сайгидгусейна Магомедова, был настоящий дагестанский Азеф — покровитель ваххабистов, знаток Корана, участник войны в Чечне, торговец людьми и одновременно, по утверждению тоже уже покойного Арипа Алиева, начальника Буйнакского РУВД, — агент ФСБ, сдавший не менее 120 ваххабистов.

Газимагомеда убил его бывший ученик Ибрагим Гаджидадаев. Вызвал на разговор, всадил несколько пуль и постучал в дом к родственникам: «Приберите то, что там лежит. И не думайте ни на кого. Это сделал я».

Газимагомед Гимринский был единственным барьером, сдерживавшим ярость властей против горного села Гимры. Как только его убили, в селе началась многомесячная зачистка. Гимры обложили со всех сторон, неопытные солдаты вырубили на дрова плодовые деревья, которые кормили поколения гимринцев. А Гаджидадаев?

Гаджидадаев, как говорят, через пару недель после убийства прислал кассету Сайгид-Гусейну Магомедову, казначею Республики Дагестан. В кассете были якобы перечислены все люди, которых Гаджидадаев украл вместе с Газимагомедом, и все деньги, которые они вымогали. «С тебя миллион, — будто бы сказал самый разыскиваемый террорист Дагестана человеку, который сидит в приемной замдиректора ФСБ Проничева, чтобы его назначили президентом Дагестана, — и помни, что тебя легче достать, чем зятя». Кассеты не видела, так что, может, и байка. Но — показательная.

Мечеть Надыршаха

К моему знакомому пришла пожилая цунтинка. Она пожаловалась, что у нее пропали двое сыновей, студенты и отличники.

— А в какой мечети они молились? — спросил мой знакомый, который не сведущ в правах человека, а сведущ в дагестанских реалиях.

— На Котрова, — ответила женщина.

— А где вы живете?

— В Новом поселке.

— А сколько мечетей между вашим домом и мечетью на Котрова?

— Я не знаю.

— Между ними 23 мечети, и в каждой из них молятся сотни и тысячи. Но твои сыновья не молились ни в одной из них. Они ходили в мечеть на Котрова, которую построил Надыр Хачилаев4, и слушали ваххабистского имама. А теперь они пропали, и ты спрашиваешь «почему?»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

О финансировании ваххабистов

Самое страшное, что случилось после откровенно беспомощной операции в Гимрах, — это финансовое усиление ваххабистов. Спроси об этом ментов — они сразу навалят вам кучу вздора про США, ЦРУ и Саудовскую Аравию. Еще немного, и они расскажут, что террористов финансирует Международный валютный фонд.

Это все вранье. Террористов финансирует российский бюджет. Это было давно, но раньше это ограничивалось труднодоступными горными районами республики. Классическим примером может служить ситуация в Унцукульском районе, где сила боевиков дошла до того, что кредиты, выданные под гарантию администрации, скушали пополам коррупционеры и ваххабисты.

Даже убили Газимагомеда Гимринского, как я сильно подозреваю, не столько из-за его сотрудничества с ФСБ, сколько из-за денег на Гимринский тоннель. Газимагомед пришел к подрядчикам и представился уполномоченным по Аллаху. Но тут пришел Гаджидадаев и заявил, что уполномоченный — это он. Подрядчики, естественно, порекомендовали им определиться между собой. Так что окончательным пунктом теологических разногласий среди гимринских ваххабистов стал вопрос об откате при строительстве Гимринского тоннеля.

Но раньше все это было в горах. Теперь это пришло в Махачкалу.

— Это правда, что ваххабисты сняли деньги с «Золотой империи» Сайфуллы? — спрашиваю я главу МВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова.

— Нам таких заявлений не приносили.

— Это правда, что они нагнули Конфетного Курбана, а когда он отказался платить, они сожгли у него джип Infinity, и он заплатил?

— Курбан не подавал заявления.

— Это правда, что они обложили мебельный магазин «Киргу»?

— Заявления нет.

Еще бы были заявления!

— Одному бизнесмену приказали: купи машину, положи в нее 50 тыс. долл. и поставь на такое-то место. Конечно, ты можешь отсюда пойти в ФСБ, и мы их даже подождем. Но после этого получишь своих детей по частям по почте. Он купил машину, положил туда деньги. На следующий день звонок: «Ах ты мерзавец!» — «А что?» — «Мы думали, ты честный человек, где деньги?» — «Я положил, как вы велели». — «Нет, не положил. С тебя штраф 100 тыс. долл. за ложь». Он продал все, забрал семью и уехал из Дагестана.

Раньше собирали чиновники и менты. Теперь это делают ваххабисты. Большевики называли это «экс». Ваххабисты называют это «закят».

Два месяца назад ваххабисты расстреляли нового главу администрации Унцукульского района Казибека Ахмедова. Зашли в кафе, где праздновал день рождения местный прокурор, приказали всем лечь на пол, кроме главы, и полоснули очередью по залу. Кто успел лечь — уцелел. Глава администрации и еще двое, которые то ли не успели, то ни захотели упасть ничком, — погибли.

Причина: покойный Казибек требовал возврата кредитов, скушанных ваххабистами. Глав администраций в Дагестане убивали всегда. Но впервые за много лет глава администрации был демонстративно расстрелян из-за финансовых разногласий с боевиками.

Демонстрация возымела действие. По самым оптимистическим оценкам, многие главы администраций начали «считаться» с ваххабистами: при выделении подрядов, при оплате работ. По самым пессимистическим — две трети глав стали платить.

Близость смерти

Я остановилась под Махачкалой у друзей. Утром водитель везет меня в город и рассказывает:

— Вчера гаишник погнался за нарушителем. Не справился с управлением, вылетел на встречку. Три трупа, включая гаишника.

Нарушитель остановился, забрал с трупа гаишника табельный пистолет и был таков.

Я встречаюсь с человеком, а он едет на соболезнование: его родственник с двумя братьями пошел собирать черемшу в лесу и наткнулся на землянку боевиков. Вчера всех троих нашли со скрученными руками и простреленными затылками. Вообще-то родственник был мент, поэтому, может, он пошел не только за черемшой.

Когда я возвращаюсь вечером, одного из охранников нет дома.

— Извините, что так получилось, — смущается он утром, — у друга убили младшего брата. Чего-то они там повздорили. Наутро тот, кто повздорил, ждал в подъезде с обрезом.

(Окончание — в следующем номере)

1Лидер буйнакского джамаата.

2Сопредседатель «Матерей Дагестана за права человека».

3Один из лидеров ваххабистского подполья, убит в 2008 году.

4Авторитетный бизнесмен и политик.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow