СюжетыПолитика

Чиновники с крылышками

Воронежский авиазавод на грани закрытия. Не из-за кризиса

Этот материал вышел в номере № 42 от 22 Апреля 2009 г.
Читать
Свободный профсоюз работников аэрокосмической отрасли «Право» планировал митинг-собрание у проходной Воронежского авиазавода. Основные требования: остановить массовые увольнения и добиться госзаказа на самолеты Ил-96-300. На ВАСО...

Свободный профсоюз работников аэрокосмической отрасли «Право» планировал митинг-собрание у проходной Воронежского авиазавода. Основные требования: остановить массовые увольнения и добиться госзаказа на самолеты Ил-96-300.

На ВАСО сворачивается производство самолетов Ил-96. Уволена первая тысяча работников. Небольшие заказы идут только на ремонт самолетов, проект производства Ан-148 — в зачаточном состоянии. Уже несколько лет со взлетной полосы завода не поднимались новые самолеты. В этом году планируется уволить 6—8 тысяч работников, урезать заводские площади в 6 раз (это около 300 гектаров — кто-то уже делит дорогую землю), закрыть литейный и кузнечный цеха, взлетно-посадочную полосу. По сути, это ликвидация завода.

Рабочие и уволенные пенсионеры собирались выразить протест действиям руководства завода и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Однако мероприятие было сорвано. Заводское начальство сделало все, чтобы не допустить акцию, а председателя профсоюза вызывали в УВД.

Профсоюз заявил, что борьба не закончена, а требования рабочих остаются неизменными.

«Новая» не раз писала о деятельности больших людей в правительстве страны, которых бывший директор ВАСО Саликов назвал «похоронной командой». Мотивы их особого секрета не представляют: покупка импортных самолетов позволяет министерским господам получать процент с контрактов. А с рабочих ВАСО взять нечего, кроме их цепей.

Правительство много лет обещало заводу светлое будущее, и ничего ему — правительству — за вранье не было. Все «крупные деятели современности» — от Черномырдина до Путина — побывали на ВАСО.

2004-й: депутатское объединение Госдумы «Авиация и космонавтика России» направило президенту Путину письмо с подписями двухсот участников авиационного рынка: необходима срочная концепция возрождения российского авиапрома, на финансирование которого в России идет лишь 0,006% ВВП, тогда как во Франции, например, — в сто раз больше.

Тогда же шеф Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил, что авиакомпаниям России до 2010 года нужны 530 самолетов разного типа, в том числе более 180 самолетов в 2005—2008 годах; правительство уже готовит закупку по лизингу 105 российских самолетов на сумму под $3 млрд, и большая часть заказа достанется ВАСО.

На заводе радовались, а скептики говорили: ага, держите карман шире — под миллиарды долларов.

В 2005-м спрос на самолеты ВАСО впервые за последние 14 лет стал опережать предложение: две зарубежные компании и несколько российских готовы были купить по лизингу более сорока лайнеров!

В июне 2007-го вице-премьер Сергей Иванов нанес визит на авиазавод и лично курировал заключение лизинговой компанией «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) трех контрактов почти на миллиард долларов: шесть Ил-96-400Т для «Аэрофлот-карго», три — для «Атлант-союза» и десять Ан-148-100Е — для АК «Полет». Уж мы, мол, вас так контрактами завалим — не успеете производить самолеты!

И такая на ВАСО была эйфория!

В марте этого года пришла печальная весть: ОАК планирует «реструктуризацию» ВАСО — вплоть до полного закрытия. Производство переведут из Воронежа на авиазаводы Ульяновска или Казани. В 2009—2010 годы закроют литейное, кузнечное производства и механообработку. На ВАСО останется лишь сборочный цех маленьких самолетов Ан-148 и Ил-112. Площадь завода урежут в шесть раз, число работников может сократиться с 11 тысяч до двух тысяч.

После этого независимый профсоюз «Право» заявил о готовности к забастовке.

А большие начальники в ОАК начали активно стелить соломку: никто ВАСО не закроет; просто надо снижать энергоемкость — на 40% к 2012 году, а к 2015 году — еще на 30%. Надо избавляться от «непрофильных активов» — и ОАК тут же «отселила» от ВАСО кирпичный завод в Каширском районе и гостиницу «Восток». Избавились от зоосада — его передали в собственность области.

После этого Внешэкономбанк известил ВАСО, что прекращает обслуживание инвестпрограммы по Ан-148, и в марте же ОАК объявила об отказе от программы выпуска Ан-148, лишь недавно ставшей основной для Воронежского авиазавода: весной 2009 года на ВАСО планировали открыть первую современную линию производства Ан-148 и в этом же году построить четыре самолета для ГТК «Россия».

Нынешнее руководство завода на той же стороне баррикад, что и Правительство РФ: нет-нет, это не ликвидация завода, а всего лишь «оптимизация». И вовсе не массовые увольнения, а добровольный уход на пенсию двух тысяч сотрудников.

Владелец Национальной резервной корпорации и блокпакета ИФК Александр Лебедев назвал происходящее «убийством завода» и предложил: «С 2000 по 2008 годы в Финансовой лизинговой компании, теперь аффилированной с ОАК, исчезли порядка $750 млн. Давайте вернем те средства, на них можно заново отстроить авиазавод и обойтись без значительных сокращений, смысл которых — скрыть кражу бюджетных денег».

18 марта в Воронеже побывала делегация ОАК. Поговорив с губернатором Гордеевым, президент ОАК Федоров объявил, что компания сохранит производство Ил-96 на ВАСО — по два самолета в год. Раз уж на таком самолете летает сам Дмитрий Медведев. И Ан-148 сохранят, и Ил-112… Хотите взлетно-посадочную полосу? Сохраним и полосу! И рабочих сохраним — только перепрофилируем.

А вот вкладывать деньги в завод — это вряд ли.

Александр Ягодкин,наш соб. корр, Воронеж

«Открытое обращение профсоюза работников аэрокосмических организаций Воронежской области «Право»

Уважаемый Президент России!Уважаемый Премьер Правительства РФ!

<…> Вы, уважаемые руководители России, летаете на самолете Ил-96, изготовленном на Воронежском авиазаводе (ВАСО), которому в апреле исполняется 78 лет, который строил легендарные штурмовики Ил-2, сверхзвуковой Ту-144, дальнемагистральные аэробусы Ил-86, Ил-96. Годы реформ принесли авиапрому развал, в этом году по чьему-то злому умыслу замахивались было прикрыть совсем. Трудовому коллективу вместе с администрацией, как и во все последние 20 лет, удалось отстоять завод. Но производство Ил-96 штучное, неэффективное — 2 самолета в год <…>. Для пассажиров строить Ил-96 не собираются, хотя в а/п Шереметьево напряженно трудятся пять Ил-96-300, которые в два раза дешевле западных машин того же класса. По данным ЦАГИ и ГосНИИ ГА, себестоимость одного тонно-километра составляет для Ил-96-300 всего $0,33 против $0,5 у А-310 (Airbus) и $0,56 у «Боинга-767».

Тем не менее, российское небо заполняют иностранные самолеты б/у. Не последнюю роль, судя по печати, здесь играет коррупция<…>.

В новые заверения и обещания пока не верится, завод потихоньку режут на куски, разрывают единый организм, увольняют специалистов-пенсионеров, и с ними безвозвратно теряется бесценный опыт, у работников — нищенская зарплата, зато в десятки раз растут доходы многочисленных директоров. Все это вместе угробляет надежный самолет Ил-96. Точно так же в Самаре гробят лучший в мире авиадвигатель НК-93, мощный, экономичный, бесшумный. Разве это не похоже на диверсию, т.е. на действия в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 УК РФ)?<…>

США считают авиапром ключевой отраслью, основой потенциала своей страны в будущем. Президент Бразилии оказал настолько мощную поддержку своей фирме «Эмбрайер», что почти с нуля бразильские пассажирские самолеты потеснили и европейцев, и американцев. А мощный авиапром СССР, а 140 млн в год авиапассажиров советского «Аэрофлота» по дешевым ценам (сегодня в России только 38 млн, а за вычетом чиновников, бизнесменов и праздношатающихся людей — всего 15 млн человек)?

Так за чем дело, уважаемые Президент и Премьер? Где политическая воля, когда создается реальная угроза полного вытеснения отечественных дальнемагистральных широкофюзеляжных Ил-96 самолетами фирм Boeing и Airbus?

Наши предложения:

1. Предоставить ВАСО и его смежникам госзаказ на 100 (а может, и более) пассажирских самолетов Ил-96 с планированием по годам. Завод изготовил уже более 20 Ил-96, причем четыре — для Президента РФ, построены огромные цеха под широкофюзеляжные самолеты, отработана оснастка, затрачены большие средства, приобретен опыт. Крупная серия позволит улучшить техпроцесс, создать новые рабочие места, сохранить опытных специалистов, повысить качество, у людей появится уверенность в завтрашнем дне.

Видимо, придется пересмотреть вопрос финансирования. Куда идут бюджетные (народные) деньги? По данным печати: выдали олигархам <…> и банкам — $200 млрд <…>; года не прошло, как уважаемый Премьер пригрозил бизнес-элите: «Из желудка все достану и отдам народу». Вместо этого — раздача бюджетных денег, похожая на узаконенную их кражу <…>.

2. Жизнь показала, что дробление «Аэрофлота», равно как и других предприятий, и вывод их из-под управления государством оплачены человеческими трагедиями. Поэтому нужно вернуться к единой государственной авиакомпании (как «Аэрофлот» в СССР), причем исключительно на отечественных самолетах. При этом топливо (а это 80% стоимости билета) по примеру Ирана должно отпускаться в 10 раз дешевле. Тем самым наши надежные самолеты станут доступны всем людям.

3. Указом Президента, Постановлением Правительства объединить усилия разработчиков самолетов в создании на базе Ил-96 с лучшими в мире самарскими двигателями Кузнецова НК-93 нового дальнемагистрального самолета, превосходящего мировые образцы по надежности, экономичности, бесшумности, экологии.

4. Взамен неэффективных нынешних АО, построенных на изощренной эксплуатации наемных работников, создать как стратегическое направление хозяйства народные предприятия, основанные на свободном труде (ст.37 Конституции РФ: «Труд свободен»). Получим мощную стимуляцию производительного труда и сознательную дисциплину. Свободный труд базируется на трех принципах:

Сами трудящиеся:

1) получают от государства в полное хозяйственное ведение средства производства (по законам 1990—1991 годов);

2) участвуют в управлении производством;

3) распределяют полученный доход.

Это и есть подлинная производственная демократия, которая обеспечит стране серьезное развитие (могучий рывок Китая в экономике: 41% госпредприятий стали народными, производительность труда выросла на 50% в год).

<…> Благословите Воронежский авиазавод на создание народного предприятия с указанным выше госзаказом!

Надеемся на достойный ответ по нашему обращению за вашими личными подписями. Но, конечно, главное — дела. Как сказал Иисус Христос: «По делам их узнаете их».

Председатель координационного совета (КС) профсоюза «Право» Рыжов Л.К».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow