СюжетыОбщество

Какой идиот сядет за руль в Германии?

Только тот, кто сумеет пройти специальный тест

Этот материал вышел в номере № 30 от 25 Марта 2009 г.
Читать
На днях Федеральное статистическое ведомство обнародовало данные за минувший год. В авариях погибло 4467 человек — самый низкий уровень за всю послевоенную историю Германии! (Для сравнения: в позапрошлом году на немецких дорогах оборвалось...

На днях Федеральное статистическое ведомство обнародовало данные за минувший год. В авариях погибло 4467 человек — самый низкий уровень за всю послевоенную историю Германии! (Для сравнения: в позапрошлом году на немецких дорогах оборвалось 4949 жизней. В 2002-м — 6842; в 1971-м — 19 193…) И это при том, что здесь жертвами аварий в отличие от российской практики считается даже тот, кто скончался на тридцатые сутки после ДТП. Личных же авто на каждую тысячу жителей, включая глубоких стариков и младенцев, в ФРГ насчитывается без малого 650. А скоростных ограничений на отдельных участках многорядных, идеально вылизанных «бетонок» практически не существует.

Кто будет спорить с тем, что уровень защищенности находящихся в салоне BMW или Audi не идет ни в какое сравнение с обитателями «Жигулей»? Не будем и об одной из двух главных российских бед — про германские трассы можно слагать оды. Да и оперативность местных спасательных служб — отдельная песня. Ведь врачи в реанимобилях, оборудованных по последнему слову техники, пожарные, полиция и знаменитые «Желтые ангелы» — спецы из автолюбительского общества ADAC, возникают на месте серьезных аварий не позже, чем через 15 минут.

Поведу речь о том, что является на родине вообще мечтой недостижимой. Уровень водительской культуры в Германии поражает! Только тот, кто навсегда мечтает распрощаться с правами, рискнет не уступить здесь дорогу спецтранспорту с сиреной и мигалкой. (К слову, даже самому-рассамому немецкому начальству эти светошумовые атрибуты не положены — как простые смертные, випы подчиняются в Германии единым для всех правилам.)

Такое законопослушание в крови нем-ца само по себе конечно же не возникает. «Вливания» производятся регулярно. С первого февраля, к примеру, в который уж раз были ужесточены санкции против пьяных и обкуренных за рулем. Если впервые попался с уровнем алкоголя выше 0,5 промилле, будешь платить теперь полтыщи евро вместо прежних 250.

Во второй — и штраф вдвое выше. Да и «троицу» германский бог не любит. Еще разок сел за руль после пары бокальчиков пива — выкладывай в казну три тысячи. Плюс шестимесячный запрет на вождение. С обязательным после этого «идиотентестом».

Почему «идиотентест»? Да потому что в представлении типичного германского аккуратиста только сущий недоумок выедет на оживленную трассу в неадекватном состоянии. Или без серьезных водительских навыков.

Нет, конечно, и здесь бывают свои чудики. Недавно, к примеру, под Гамбургом выловили за рулем лимузина… стотрехлетнего водителя, который за всю свою жизнь даже и не пробовал сдавать на водительские права. Но это анекдотичное исключение только подкрепляет доброе местное правило: чем больше шоферского опыта — тем выгоднее.

Сущестует даже специальная государственная федеральная программа SAFE-NET PLUS, согласно которой «чайников» всячески пытаются заманить на дополнительные курсы. Для чего применяется целый комплекс льгот. Участник вышеупомянутой программы может, к примеру, получить в аренду новую машину на куда более выгодных условиях, чем остальные. А если выпускник автошколы во время дополнительного обучения еще и выделится отличными итоговыми оценками, страховая компания предоставит ему особо выгодный базовый тариф. В нем взнос вдвое меньше обычного, а компенсация (в случае чего) на 10% больше.

Кроме снижения аварийности это дает еще один плюс. Лично для новичка. Он экономит не менее 2000 евро за год. И получает куда больше шансов не накопить во фленсбургском компьютерном центре Федерального ведомства автодорожного транспорта те самые 18 баллов, после которых «идиотентест» неизбежен.

Не избежали его и великие политики, и знаменитые артисты, и прославленные спортсмены. Ежегодно свыше ста тысяч человек в ФРГ направляются на весьма дорогостоящий «тест для идиотов». Более 40 000 из них теряют права из-за превышения алкогольной нормы в крови. Тысяч 20 попадаются на наркотиках. И только половине из всей этой массы удается вернуть водительские права.

До 37% «штрафников» каждый год признаются вообще непригодными для вождения машины. Еще 16% отправляются на дополнительные курсы, оплачиваемые из собственного кармана. После чего — новый «идиотентест», состоящий из трех частей: медицинской экспертизы, включающей анализ крови и мочи на наличие алкоголя и наркотиков; проверки внимания и способности к реагированию и завершающей беседы с психологом, заготовившим весьма каверзные вопросы.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Допустим, подсовывается листок, на котором изображены совершенно одинаковые кружки с пивом: «В чем разница?» Ляпнешь: «Все они одинаковые» — и завалишь экзамен. Правильный ответ: «Один бокал расположен слева. Другой — справа. Третий — посредине».

Популярна и такая иезуитская ловушка: «Сколько насчитывается деревьев на автобане B-27 при движении из Людвигсбурга в Хайльбронн?» Следует без запинки выпалить: «Столько же, сколько при поездке из Хайльбронна в Людвигсбург».

Похоже, что Арнольд и Агнетта придерживаются этого завета безукоснительно. Арнольду Кальверту 49 лет, у него уже есть внучка, но выглядит Дядюшка Арнольд лет на 15 моложе.

Дядюшкой подтянутого усача, отдавшего борьбе с нарушителями правил дорожного движения два десятилетия, зовут все коллеги одного из «ревиров» федеральной земли Баден-Вюртемберг. Участок это непростой: более пятисот тысяч населения, сто подконтрольных километров автобана B-10 (Штутгарт — Пфорцхейм) и B-27 (Людвигсбург — Хайльбронн), насыщенность легковым автотранспортом составляет 690 единиц на каждую тысячу населения.

— Но ситуация уже много лет стабильная! — довольно улыбается Арнольд. Он на память сыплет статистическими выкладками: — При интенсивности движения в среднем 350 000 единиц транспорта за сутки — во вверенном нашему отделению квадрате разного уровня ЧП зафиксировано 10 367. То есть на пульт поступает полтора-два сообщения каждый час. Но это, как правило, легкие аварии. Особо тяжкие? За позапрошлый год в 22 происшествиях погибло 23 водителя и пассажира. За прошлый год — 20 летальных исходов…

Наш экипаж едет к стоянкам международных дальнобойщиков. В этот раз с помощью специального оборудования, которым буквально напичкан служебный «Опель» оберкомиссара Кальверта, будет производиться проверка правильности закрепления содержимого фур. И техническое состояние большегрузного транспорта из любых стран.

Из засад германские «гаишники», являющиеся, как известно, одними из самых неподкупных в мире, нарушителей никогда не вылавливают. У них хватает добровольных осведомителей из числа водителей, пешеходов, местных жителей, а также телекамер с фиксаторами скорости. О полицейских постах заранее предупреждают знаки. Но это вовсе не исключает оперативных методов профилактики. Тот же Дядюшка Арнольд, к примеру, не однажды проводил рейды «по гражданке». Когда автомобиль, оснащенный замаскированной видеокамерой, ничем не выделятся среди обыкновенных.

Германское ТВ периодически демонстрирует просто цирковые номера на трассах. Ведь иные «мастера» из числа дальнобойщиков, как правило — польских, румынских или российских, умудряются придерживать рулевое колесо… ногами. Просматривая на ходу газеты, готовя себе кофе на спиртовке, переодеваясь или даже… раздевая женщину, прихваченную где-нибудь по дороге.

По пути к парковочной площадке напарница оберкомиссара Агнетта решила взять кофе в закусочной. Казалось бы, спецмашине с проблесковым маячком ничего не стоило сэкономить время на утренней, почти пустынной трассе. Для того чтобы не делать крюк километров в пять, следовало «всего лишь» разочек проехать под знак. Но полицейские воспользовались только разрешенными объездами. Припарковавшись в отведенном для обычных машин месте.

В ответ на изумленный взгляд собкора «Новой» стражи порядка вытащили из бардачка местную газетку. В ней на первой полосе красовался снимок с сотового телефона — синяя спецмашина с надписью «Polizei» наполовину перегородила велосипедную дорожку и примяла колесами газон.

— Это одна моя подружка очень торопилась, — вздохнула Агнетта. — Дежурство было напряженным, пообедать Бриджит не успела… А парковка у булочной оказалась полностью забитой…

Пяти минут, что потратил экипаж дорожной полиции для приобретения круассанов, хватило для грандиозного скандала. Принципиальная прохожая весьма преклонного возраста немедленно зафиксировала нарушение и перебросила снимок в редакцию.

Инспекторшу с безупречной доселе репутацией уже на следующий день наказали куда строже «простой смертной». Ее водительская история теперь подпорчена пятью штрафными баллами. А личное дело офицера — строгим выговором.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow