СюжетыПолитика

Анархисты не молчат

Они признают «прямое действие» и не признают за государством право на существование

Этот материал вышел в номере № 28 от 20 Марта 2009 г.
Читать
Атмосфера потребительского общественного равнодушия готова игнорировать любую инаковость. Чудовищный закон русской жизни — чтобы взорвать молчание, нужна трагедия. Убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой привлекло внимание...

Атмосфера потребительского общественного равнодушия готова игнорировать любую инаковость. Чудовищный закон русской жизни — чтобы взорвать молчание, нужна трагедия. Убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой привлекло внимание общества к анархистам, которые до тех пор находились на периферии общественного сознания. Корреспонденты «Новой» узнали, чем и как живут отечественные анархисты. Сегодня мы расскажем об уличной активности анархистов. В ближайших номерах «Новой» читайте об интеллектуальной составляющей анархического бытия в России.

Верни себе город

19 марта 2008 года 300 анархистов прошли несогласованным с властями маршем по Арбату — это была акция памяти активиста движения «Антифа» Алексея Крылова, погибшего от ножей нацистов. 18 апреля 200 анархистов перекрыли движение на Тверской и прошли до Белорусской площади. В этот раз власти получили ответ на действия сотрудников ОВД «Сокольники», которые 4 апреля избили группу молодых людей. После этих событий анархистов заметили респектабельные СМИ. «Видимо, чтобы объяснить менеджерам, кто им мешает проехать на работу», — подшучивают над публикациями сами анархисты.

Анархистский протест — пожалуй, единственная в России, неподконтрольная власти, непартийная, принципиально неиерархичная уличная инициатива. В 1999 году альтерглобалистам* удалось парализовать работу саммита ВТО в Сиэтле, действуя спонтанно, но в то же время координируя свои усилия. Протесты против саммита «Большой восьмерки» в Генуе в 2001-м, которые привлекли на улицы до полумиллиона участников, также были интересны с точки зрения спонтанности и тактик. Анархисты известны своим «черным блоком», настроенным на саботаж и ответные агрессивные действия в отношении полиции. Однако в последние годы появились также «розовый блок» и «серебряный блок» — они используют карнавальные формы протеста. Так, в 2000 году в Праге во время саммита МВФ и Всемирного банка на одной из акций впервые выступила группа клоунов-бунтарей, которые совершенно обескуражили чешских полицейских. Существует также движение Reclaim the streets («Вернем себе улицы»). Его тактика — уличный праздник, цель которого отвоевать жизненное пространство у автотранспорта, магазинов и государственных зданий путем, например, построения песочницы на проезжей части.

В России основными видами акций пока являются митинги и шествия. Однако многие анархисты относятся к ним как к «подачке власти», которая «раз в месяц разрешает тебе постоять в Новопушкинском сквере, в ментовском загоне, как скоту». Стихийные шествия «интересней, потому что дают право почувствовать себя хозяином ситуации на улице».

«Новая» попросила объяснить одного из активистов, как осуществляется взаимодействие между участниками уличной акции:

— Как правило, это сетевая организация мелких групп. Мы быстрее и умнее милиции. Они могут узнать одно место сбора, но скауты (дозорные, разведчики.Прим. ред.), неотличимые в толпе, сразу это поймут, и мы моментально можем перевести 300 человек в другое место действия.

Анархисты уверяют, что способны организовать заметные акции протеста во всех крупных городах России: «Более того, у нас есть ресурсы для того, чтобы организовать всероссийскую кампанию. Такой была кампания против милицейского произвола весной и летом прошлого года». Тогда анархисты добились привлечения к уголовной ответственности милиционеров из ОВД «Сокольники» за превышение должностных полномочий.

Добро с кулаками

Одной из самых заметных сторон анархической деятельности в России является антифашизм. Вообще историческое употребление слова «антифашист», особенно в Европе, связывается именно с идеологической подоплекой. Умеренный общественный активист, и уж тем более чиновник никогда себя антифашистом не назовет — там больше в ходу слово «антирасист». В России же на большинстве молодежных антифашистских демонстраций мы видим анархистские красно-черные флаги. Ни одно мероприятие анархистов не обходится без антифашистских лозунгов.

Владимир, один из первых боевых антифа Москвы, рассказал «Новой», что единого антифашистского движения не существует, а есть «никому не подконтрольная инициатива» людей, предпочитающих силовые методы в борьбе с ультраправыми:

— Наци самим фактом своего существования переходят такую грань, после которой они должны находиться в полной изоляции.

Владимир полагает, что поскольку государство «плодит нацистов и позволяет им высказываться», оно «должно получать наравне с ними»:

— Сейчас анархическое движение очень тесно связано с антифа, на многих акциях мы идем бок о бок. Борьба с фашизмом не будет иметь успеха без борьбы с капитализмом, так как именно он порождает социальное неравенство, вследствие которого и происходит миграция в современном виде.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Впрочем, по словам Владимира, есть антифашисты, не интересующиеся анархизмом: «Они ведут антифашистскую пропаганду или просто валят фашню в своих районах».

Еда, а не бомбы

Особняком в уличных акциях стоит инициатива «Еда вместо бомб» (Food not bombs, FNB). Смысл ее в том, что автономные ячейки активистов раздают на улицах бесплатную вегетарианскую или веганскую еду (веганство — это радикальная форма вегетарианства, исключающая использование всех продуктов животного происхождения, в том числе кожи, меха и шерсти). «Выбор подобной пищи не случаен, ведь в инициативе в большинстве своем принимают участие анархисты, которые ни в какой форме не приемлют насилие», — поясняет Анастасия, одна из активисток FNB.

FNB появилась в Кембридже (США, штат Массачусетс) в начале 80-х как одна из акций движения против строительства Сибрукской атомной электростанции. Лозунг «More money for food, no money for bombs» («Больше денег на еду, никаких денег на бомбы»), который противники АЭС писали на стенах домов, через некоторое время они воплотили в жизнь. В первый же день на бесплатную раздачу еды пришли около 300 бездомных.

В России первая группа «Еда вместо бомб» возникла в 2004 году, а сейчас группы FNB существуют примерно в 30 городах страны. Милиционеры не так активно препятствуют раздаче еды, как западные полицейские. Однако у российских активистов возникли другие проблемы. Так, петербургский антифашист Тимур Качарава был убит нацистами в 2005 году как раз после возвращения с акции FNB, а в 2007 году в Питере у станции метро «Владимирская» «Еду вместо бомб» попытались взорвать (из-за взрыва несильно пострадала продавщица цветов). Подрывников-нацистов вскоре арестовали.

Активисты считают, что голод и нужда в мире — следствие неправильного расходования госсредств. В идеале участники инициативы не покупают еду, а берут излишки из магазинов и складов, которые в ином случае отправились бы на свалку. «В России достаточно сложно находить бесплатную еду, в отличие от Штатов, у нас практически ничего не выбрасывают, а продают», — рассказала «Новой» одна из анархисток.

Нет видовому шовинизму!

«Фронт освобождения животных» (ФОЖ, Animal Liberation Front) — одна из самых радикальных и странных для обывателя анархистских практик. В России именно ФОЖ стал вдохновителем более открытых зоозащитных инициатив. Первые акции прямого действия, связанные с нанесением материального ущерба, происходили еще в начале 90-х, а первые акции от имени «Фронта освобождения животных» в России прошли в 2000 году. Они были связаны с экономическим саботажем индустрии, извлекающей прибыль из эксплуатации животных. Затем последовали акции по освобождению животных. Так, 21 апреля 2004 года активисты ФОЖ вывезли на болото более сотни лягушек из вивария Первой медицинской академии в Москве, а 8 мая атаковали виварий биофака МГУ, откуда унесли сотни крыс и кроликов с электродами, вживленными в мозг (зверей пристроили в «хорошие дома»).

Деятельность ФОЖ в России глубоко законспирирована (а в США, например, «Фронт» включен в список террористических организаций). Активисты одной из автономных ячеек ответили на вопросы «Новой» только по электронной почте и на условиях анонимности.

— В чем цель активистов ФОЖ?

— Освобождение животных от видового шовинизма со стороны человека. Мы рассматриваем эту борьбу как часть борьбы за равенство самих людей. Пока мы используем животных в качестве рабов, можем совершить убийство животного — это оставляет возможность для рабства и убийства как такового. Это некая планка гуманности, которую надо поднять много выше.

— К какой аудитории обращается ФОЖ?

— Прежде всего это люди, которые являются потребителями того, что им предлагает индустрия смерти. Именно поэтому участники ФОЖ стараются при проведении акций уделять внимание сбору информации, например, снимают, в каких ужасных условиях находятся животные, используемые в промышленности. Также мы бы хотели объяснить, что вполне можно стать, например, ветеринаром-хирургом и при этом не резать в вузе лягушек. Нас поддерживают многие практикующие врачи.

* Альтерглобализм (антиглобализм) — политическое движение, направленное против определенных аспектов процесса глобализации в ее современной форме, в частности, против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.

P.S. Разумеется, наша подборка не позволяет полностью представить жизнь анархистов: часто радикальные активисты оказываются «на ножах со всем миром», и тогда к ним трудно подобраться. Отметим также, что некоторые инициативы (например, экологическое движение) мы оставили за рамками текста, чтобы посвятить им отдельные публикации. Вообще же описание наиболее заметных форм протеста нам кажется важнее подробной каталогизации. Ведь сферы анархистской активности тесно примыкают друг к другу, и вы можете увидеть на улице, например, антифа-скинхеда, под черно-зелеными флагами экологов раздающего бесплатную еду во время акции против эксплуатации животных.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow