СюжетыПолитика

Тоскуют руки по штурвалу

На должность гендиректора «Аэрофлота» есть претенденты

Этот материал вышел в номере № 21 от 2 Марта 2009 г.
Читать
Совет директоров авиакомпании «Аэрофлот» утвердил список из 16 кандидатов в новый совет директоров авиакомпании. В него вошли нынешний председатель совета директоров, министр транспорта Игорь Левитин, нынешний глава авиакомпании Валерий...

Совет директоров авиакомпании «Аэрофлот» утвердил список из 16 кандидатов в новый совет директоров авиакомпании. В него вошли нынешний председатель совета директоров, министр транспорта Игорь Левитин, нынешний глава авиакомпании Валерий Окулов, руководитель Росаэронавигации Александр Нерадько, председатель ВЭБа Владимир Дмитриев, ректор МГТУ гражданской авиации Борис Елисеев.

Новый совет будет избран на годовом собрании акционеров 20 июня. Между тем в авиационной среде все упорнее ходят слухи о том, что нынешний руководитель авиакомпании Валерий Окулов досрочно покинет свой пост.

Контракт Валерия Окулова истекает летом 2010 года (в 2007 году его третий контракт был сокращен правительством с пяти до трех лет), но его условия позволяют снять главу «Аэрофлота» в любой момент.

Мнения экспертов «Новой» на авиационном рынке разделились. Кто-то предрекает Окулову многие годы правления, а кто-то уже прощается с ним.

«Мы не видим информационной кампании против Окулова, — считает авиационный аналитик, глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Общество не готовят к его отставке, как это обычно бывает при смене руководителей такого уровня. А разговоры о ней ходят со времени ухода Бориса Ельцина (Валерий Окулов женат на дочери бывшего президента. — Е.Р.), то есть с 2000 года. До сих пор они оказывались всего лишь слухами».

Однако, по словам Сергея Гаврилова, заместителя председателя Комитета Госдумы по транспорту, на самом авиарынке кампания против Валерия Окулова уже заметна.

Формально правительство может найти много поводов предложить Валерию Окулову освободить свою должность. Вопросы авиационной безопасности в связи с крушением под Пермью самолета авиакомпании «Аэрофлот-Норд», отношения с дочерними авиакомпаниями, ситуация с недостроенным терминалом «Шереметьево-3», который должны были ввести в эксплуатацию еще в 2008 году…

Однако все это можно считать только поводом, а не причиной: даже в кризис объемы перевозок и прибыль «Аэрофлота» остаются высокими (только за январь, вопреки всеобщему падению объема перевозок, авиакомпания увеличила количество перевезенных пассажиров на 0,3%). Это ли не главный аргумент в пользу руководителя?

«Принимать решение о руководстве авиакомпании будут акционеры. А им компания при нынешнем руководстве приносит прибыль», — утверждает заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков.

Причиной возможной отставки Окулова могли бы стать его разногласия с Игорем Левитиным. Среди прочего они были вызваны планами покупки «Аэрофлотом» «Чешских авиалиний». Министр выступил против этой сделки, но Окулов не отказывается от планов.

Однако есть и еще одна причина. В январе был официально зарегистрирован новый национальный перевозчик «Росавиа», куда должны войти авиакомпании обанкротившегося альянса «ЭйрЮнион» и московская «Атлант-Союз». Акционерами «Росавиа» будут Ростехнологии (51%) и правительство Москвы (49%). Московский мэр заявил, что в ближайшем будущем «Росавиа» станет конкурентом «Аэрофлота», а Валерий Окулов уже не раз высказывался об этом скептически: пока что «Росавиа» еще предстоит сформировать парк, маршрутную сеть, а главное — разобраться с долгами «ЭйрЮнион».

«Для «Росавиа», — уверен крупнейший частный акционер «Аэрофлота» Александр Лебедев, — единственный выход — объединиться с кем-то еще».

Кто может занять должность директора «Аэрофлота»?

Казалось бы, в случае отставки Окулова на его место выстроится очередь профессиональных авиационных менеджеров: количество предприятий в отрасли уменьшилось, и многие из них остались без работы. Однако среди кандидатов в совет директоров «Аэрофлота» сокращенных менеджеров нет.

По словам Льва Кошлякова, политикой государства стало использование в качестве своих представителей независимых директоров, компетентных и грамотных людей. В их числе он называет первого вице-президента АФК «Система» Виталия Савельева, директора по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, управляющего директора инвесткомпании «Тройка Диалог» Андрея Шаронова.

По информации источников «Новой», именно Виталий Савельев (см. справку «Новой») — самый вероятный кандидат на место директора «Аэрофлота». Минэкономразвития внесло его в список кандидатов по просьбе Минтранса, но в пресс-службе Игоря Левитина комментировать его выдвижение отказались.

Будучи в руководстве АФК «Система», Савельев близок к структурам, связанным с московским правительством. Именно он становится самой логичной кандидатурой для возможного объединения «Росавиа» и «Аэрофлота».

Последствия

Валерий Окулов без работы не останется. Ходят разговоры, что ему уже предлагали несколько должностей, к примеру, руководителя Росавиации, но до сих пор он не соглашался ни на одну из них.

Среди остальных кандидатов в совет директоров больше всего интересна фигура Александра Нерадько, нынешнего руководителя Росаэронавигации.

По слухам, именно его готовят на должность будущего главы авиационной отрасли, условно — Министерства авиации, создания которого уже давно требуют авиаторы. Возможны два пути развития событий. Если Александр Нерадько войдет в совет директоров «Аэрофлота», это будет косвенным подтверждениеме слуха о создании министерства. Если нет — значит, справедливы разговоры о его конфликте с министром Левитиным, и карьера главы Роаэронавигации пойдет на спад. Пресс-служба Александра Нерадько от комментариев отказалась.

По словам Льва Кошлякова, за время работы Валерия Окулова в авиакомпании было много претендентов на его место, но пока никаких претензий гендиректору не предъявлялось: «Хотя, может быть, кому-то и хочется видеть на его месте более послушного руководителя».Елена Рачева

Справка «Новой»

Виталий Савельев, первый вице-президент АФК «Система», хорошо знаком с людьми из ближайшего окружения Владимира Путина. С 1993 по 1995 год он возглавлял правление питерского банка «Россия» Юрия Ковальчука, а братья Ковальчуки — Юрий и Михаил — входят в число давних друзей российского премьера. В 1996 году Юрий Ковальчук вместе с Путиным учреждал дачный кооператив «Озеро».

В девяностых годах на яхте Виталия Савельева руководители банка «Россия» и Ассоциации совместных предприятий Ленинграда ходили по Финскому заливу. В то время по инициативе ассоциации в питерской мэрии создали межведомственную комиссию по делам предприятий с иностранными инвестициями, которую возглавлял Путин. Об этом журналу Forbes в прошлом году рассказал бывший директор ассоциации Геннадий Володченко, который также отметил, что бывшие коллеги поддерживают отношения.

В конце восьмидесятых Савельев возглавлял ленинградский филиал советско-американского предприятия «Диалог» (компьютерная техника и программные продукты), был среди создателей и членов совета директоров Диалогбанка, а позже, до 1993 года — президентом советско-американского «Диалогинвеста». Среди учредителей Диалогбанка были структуры Американо-российского инвестиционного фонда (US Russia Investment Fund), который помогал становлению российского бизнеса на деньги правительства США.

По совпадению, после того как Владимир Путин стал президентом и его друзья, а также родственники и знакомые друзей получили новый импульс к развитию, Виталий Савельев в 2001 году стал зампредседателя «Газпрома», затем советником гендиректора «Связинвеста», а с 2003 по 2007 год — замглавы Минэкономразвития.

Тот факт, что Савельев близок и к питерским друзьям Владимира Путина, делает его сильным претендентом на пост руководителя «Аэрофлота».

Отдел расследований

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow