СюжетыОбщество

Черное, красное и белое

Кризис в Кузбассе: зарплату шахтерам выплачивают мясом, молоком и яйцами

Этот материал вышел в номере № 14 от 11 Февраля 2009 г.
Читать
Финансовый шторм ударил по крупным промышленным гигантам региона. В Кузбассе работникам металлургических комбинатов сократили рабочую неделю. Шахтерам выдают зарплату продуктами. Все бы ничего, но рабочий образца 2000-х — это, как правило,...

Финансовый шторм ударил по крупным промышленным гигантам региона. В Кузбассе работникам металлургических комбинатов сократили рабочую неделю. Шахтерам выдают зарплату продуктами. Все бы ничего, но рабочий образца 2000-х — это, как правило, заемщик банка: автокредит, ипотека… Хоть волком вой!

Добровольно, в принудительном порядке…

— Сегодня банки боятся давать кредиты не только на новые проекты, но и на завершение старых, — жалуется директор Западно-Сибирского металлургического комбината (ЗСМК) по финансам и экономике Александр Ким. — Спрос на объекты строительства не прогнозируется. Это напрямую отражается на металлургических предприятиях, в частности, на нашем комбинате, который является одним из крупнейших производителей строительного проката. В октябре значительно снизилось количество заказов на продукцию предприятия. Более того, далеко не в полном объеме оплачивается уже отгруженный заказчиками металл. Руководство завода вынуждено усилить контроль над финансовыми потоками. Запсиб переходит на работу в режиме максимальной экономии денежных средств. В первую очередь сократили рабочую неделю. Причем сокращение носило принудительный характер.

— Мастер участка заставил писать заявления, — рассказал на условиях анонимности один из работников ОАО НКМК (Новокузнецкий металлургический комбинат). — Принимая во внимание критическую ситуацию, в которой оказался завод, мы «просили» руководство предприятия перевести нас на четырехдневную рабочую неделю. Несколько человек с моего участка отказались подписывать бумагу и пожаловались в профсоюз. Пока они работают по прежнему графику. Сохранят ли им зарплату в прежнем объеме — неизвестно.

— Да, жалобы в профсоюзный комитет действительно поступали, — подтверждает председатель профкома производственного объединения «Кузнецкие металлурги» Владимир Дербин. — Конечно, мы советовали людям никаких бумаг не подписывать. Но, с другой стороны, прежде чем перевести металлургов на усеченный график работы, перед бригадами выступил директор по персоналу и директор по социальным вопросам. Рабочим объяснили, что для предприятия это необходимо, они пошли навстречу.

Когда кредит важнее хоккея

Вынужденные меры незамедлительно ударили по карману простого рабочего. С октября месяца получка среднестатистического металлурга уменьшилась почти наполовину. За вынужденные выходные выплачивают лишь две трети средней месячной зарплаты. Привыкшие к финансовой стабильности, влезшие в ипотеку, набравшие автокредитов заводчане до сих пор не могут прийти в себя.

— В сентябре нам заплатили по-старому, — говорит сотрудник сервисного центра ЗСМК (и вновь анонимно). — Я получил около двадцати тысяч рублей. В октябре зарплата скатилась до десяти тысяч с копейками. Девять из них отдал за автокредит. Как жить на оставшуюся тысячу?! Я работаю на заводе не первый год. Здесь всегда была стабильно высокая зарплата. Думал, так оно и будет. Этим летом вот решился купить автомобиль. Давно мечтал. Теперь он у меня новенький так в гараже и стоит. Даже бензин не на что купить.

В эпоху финансового благополучия новокузнецкие металлурги охотно брали на себя по два, а то и по три кредитных обязательства. Теперь после смены мужики не обсуждают даже счет хоккейного матча. Самая популярная тема — как рассчитаться с банком.

— Руководство «ЕвразХолдинга» уже занимается разработкой программы по оказанию помощи работникам металлургических комбинатов в погашении кредитов, — пытается успокоить профлидер Владимир Дербин. — Приоритетом будут пользоваться молодые семьи и сотрудники, бравшие ссуды на улучшение жилищных условий. Те, кто брал кредиты в октябре, финансовой помощи не получат.

Обвал цены на металл принес и положительный момент. В январе в Кузбассе без вмешательства правоохранительных органов закрылись практически все нелегальные точки пункта приема металла. Теневой бизнес потерял рентабельность. До кризиса за четыре тонны мелкого металла (рельсы, болванки, уголок) можно было выручить 24—25 тысяч рублей. Сейчас едва ли дадут 7 тысяч.

Банки и консервные банки

Обстановка на угольных предприятиях Кузбасса и вовсе напоминает о девяностых. Холдинговая компания «Сибирский деловой союз» (угледобывающие, машиностроительные и сельскохозяйственные предприятия) решила рассчитаться с прокопьевскими горняками натуральными продуктами — мясом, молоком, яйцами…

— Берут помногу, — говорит Татьяна Полуэктова, заведующая столовой шахты имени Ворошилова. — На всех не хватает. Особенно мяса. Вот сегодня тонну говядины подвезли по сто двадцать рублей за килограмм, так все уже расхватали.

Мясные туши горняки разделывают сами. Для этого возле черного хода столовки заботливо установили огромный пень.

— Я взял мяса на тысячу шестьсот рублей, — отложив в сторону топор, показывает покупку плотник строительного цеха Владимир Петров. — Пока только говядина. В следующий раз обещали свинину и уток завезти.

— В прошлый раз мне мяса не досталось, и я брал под зарплату несколько пакетов молока. Но слишком дорого — 27 рублей за литр. В магазине можно за двадцать с копейками купить, — говорит работник ремонтно-восстановительного участка Евгений Кистеров.

Завстоловой с ним не согласна: «Продукты очень дешевые. Ну сами посудите: яйца по три рубля двадцать копеек за штуку, полкило печенья — 103 рубля. Молоко два с половиной процента. Десятикилограммовая упаковка муки — 125 рублей…

Но дешево — не обязательно качественно. Могут ли покупатели при желании ознакомиться с сертификатами соответствия? Заведующая столовой не ответила.

Ничего вразумительного не сказал и заместитель директора по социальным вопросам шахты имени Ворошилова Анатолий Иванович Бычков.

— Все очень свежее, — клятвенно заверил Анатолий Иванович. — Я сегодня разговаривал с женщиной, которая сопровождала груз. Она утверждает, что корову кололи вечером. На ее глазах. Мясо еще тепленькое… В наших интересах как можно быстрее реализовать привезенные продукты. С холодильниками проблема, хранить мясо и молоко негде.

Анатолий Иванович признался, что проблемы не только с холодильниками. Вот, например, уже два месяца зарплату горнякам выдают с задержкой на десять дней. В ответ на вопрос, как же в таком случае быть шахтерам, взявшим на себя кредитные обязательства, — рассчитываться с банками консервными банками, Анатолий Иванович лишь весело рассмеялся. Горняки, имевшие неосторожность набрать кредитов, его веселья не разделяют.

— Раньше зарплату давали четырнадцатого. А теперь после двадцатого числа, не раньше, — вздыхает работница шахты имени Ворошилова. — Я купила в кредит компьютер. Каждый месяц плачу по две с половиной тысячи рублей. Нынче получку задержали, так пришлось у соседки-пенсионерки деньги занимать. Хорошо хоть пенсионерам вовремя платят.

Спад пошел в гору

Как долго продолжится спад производства, не знает никто. В ответ на больной вопрос первые лица предприятий-гигантов пускаются в пространные рассуждения, из которых ясно только одно: дело совсем плохо.

— Вряд ли кто-то может с абсолютной точностью прогнозировать дальнейшее развитие событий, — говорит директор ЗСМК по финансам и экономике Александр Ким. — Сегодня важно, что называется, держать руку на пульсе, видеть, какая ситуация в смежных отраслях экономики, какие действия предпринимают другие металлургические компании, чтобы понять, как глубоко зашел кризис и когда начнется подъем. А то, что подъем будет, это однозначно. Экономика циклична, и за любым спадом непременно следует рост.

Кто бы спорил. Но сегодня спад идет в гору…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow