СюжетыОбщество

Гудзонский ястреб

Пассажиров спас командир корабля, бывший военный, специалист по экстренным ситуациям в воздухе и профессиональный антикризисный психолог в одном лице

Этот материал вышел в номере № 04 от 19 Января 2009 г.
Читать
Сегодня Чесли Салленберг не менее популярен в США, чем избранный президент. Вместе с его именем в лексикон американцев вошло выражение «чудо на Гудзоне». А губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Паттерсон в связи с этим добавил: «Полет мог...

Сегодня Чесли Салленберг не менее популярен в США, чем избранный президент. Вместе с его именем в лексикон американцев вошло выражение «чудо на Гудзоне». А губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Паттерсон в связи с этим добавил: «Полет мог обернуться трагедией и стал бы одним из самых ужасных и черных дней в истории Нью-Йорка. Только чудо спасло людей от смерти».

«Я услышал что-то вроде взрыва»

На этот раз чудо произошло в самом центре города, вытеснив с первых полос сообщения об инаугурации 44-го президента страны. 15 января на центр Нью-Йорка средь бела дня стремительно падал аэробус. Он совсем низко пролетел над тем местом, где когда-то стояли башни-близнецы, и филигранно приводнился на гладь Гудзона. Кто-то подумал: снимается кино. Но житель Большого Яблока Стив Коллинз знал, что никакое это не кино — несколько минут назад на свой мобильный телефон он получил сообщение от жены Валли: «Наш самолет падает…».

В 3.26 пополудни аэробус А320 компании US Airways вылетел рейсом 1549 из нью-йоркского аэропорта Ла Гуардиа в город Шарлотт (штат Северная Каролина). На борту — 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Менее чем через семь минут после взлета командир корабля запросил у диспетчерских служб экстренной посадки, но при этом не стал разворачивался в сторону аэропорта, а начал аварийное снижение с высоты примерно 800 метров прямо в центре Манхэттена.

«Я услышал что-то вроде взрыва, увидел пламя из-под левого крыла и подумал, что происходит неладное», — рассказал 47-летний пассажир аэробуса Дейв Сандерсон, возвращавшийся домой из командировки.

Люди начали метаться между рядами. И в это же мгновение по громкой связи услышали спокойный голос капитана, который попросил не беспокоиться, надеть спасательные жилеты и приготовиться к экстренной посадке. Он оказался настоящим психологом: на борту лайнера не было ни паники, ни истерик. Некоторые молились.

Пилот Салленберг ювелирно точно посадил самолет на воды Гудзона, избежав столкновения со спасательными судами, уже спешившими на помощь. Сидевший в хвостовой части самолета пассажир вспоминает, как они тщетно пытались открыть задний выход и стюард без толчеи и паники проводил их к другому выходу, ближе к крылу.

Почти сразу, по словам пассажиров, внутрь салона начала просачиваться вода. Наблюдавшие за происходящим из офисных окон люди видели, как пассажиры мгновенно стали выбираться на широкие крылья лайнера. Аэробус держался на плаву около полутора часов.

Сотрудник «Бэнк оф Америка» Фалмер Дакуорс, наблюдавший за инцидентом с 29-го этажа своего офиса на пересечении 42-й улицы и 6-й авеню, вспоминает, как услышал сильный всплеск и подумал, что столкнулись две лодки. «Мне и в голову не могло прийти, что в реку рухнул самолет. Но когда я пригляделся, то увидел, как он какое-то время плавно вращался по водной глади, а потом поплыл по течению вниз по реке».

Авиакатастрофа произошла в районе 49-й улицы Манхэттена, но мощное течение Гудзона пронесло лайнер почти на полсотни улиц вниз по направлению к другой реке — Ист-Ривер, впадающей в океан.

Пострадавших, в основном с обморожениями (в Нью-Йорке в тот день было 8 градусов по Цельсию, а температура воды в Гудзоне опустилась до нуля), доставили в больницы Манхэттена и Нью-Джерси. Только одна женщина госпитализирована с переломами обеих ног; остальные, к счастью, отделались легким испугом и вскоре отправились домой.

Последним, как и следует капитану, тонущее судно покидал Чесли Салленберг. Он дважды возвращался в салон, чтобы еще и еще раз лично удостовериться, что в самолете никто не остался.

Официальные власти США с самого начала отрицали возможность теракта на борту. В числе наиболее вероятных версий (впоследствии подтвердившейся) называлось попадание в двигатель самолета крупной птицы. Действительно, при взлете машина столкнулась со стаей гусей. Несколько птиц попали в оба двигателя лайнера и вывели их из строя. По заявлению федерального департамента администрации и департамента сельского хозяйства страны, с 1999 по 2007 год в Америке зарегистрировано 80 тысяч случаев столкновений птиц с гражданскими лайнерами.

Утром в пятницу полузатонувший аэробус отбуксировали вниз по Гудзону и пришвартовали в Нью-Йоркской гавани у Бэттери-парка. Сейчас из воды за ограждением виднеется лишь небольшая верхняя часть крыла.

Профессионал

Комментируя «гудзонское чудо», профессиональные пилоты называют его «самым выдающимся случаем спасения в истории пассажирской авиации США». По мнению экспертов, если бы командир корабля неправильно рассчитал угол атаки, у аэробуса сломались бы крылья и он бы опрокинулся на бок. Но у свидетелей происшествия создалось впечатление, что пилот полностью контролировал самолет и посадил его, как если бы поверхность Гудзона была посадочной полосой. Впрочем, у коллеги капитана Салленберга инженера Роберта Би происшедшее не вызвало особого удивления: «У нас немного пилотов, которые могли бы так быстро сориентироваться и ювелирно посадить самолет на водную гладь. Но Чесли — не только пилот, но и большой специалист по управлению воздушными судами в непредвиденных, кризисных ситуациях. Он досконально изучил психологию катастроф и управления персоналом в условиях кризиса, когда самолет стоит перед лицом большой беды, а вокруг пассажиры, которые тебе доверяют. Чесли не просто изучал теорию, он все испытывал; понимал не только умом, но и принимал сердцем».

Капитан Чесли Салленберг в одночасье стал национальным героем Америки, спасшим 155 жизней. О нем известно уже немало. 57-летний Салленберг прослужил семь лет в ВВС США, где в качестве эксперта участвовал в расследовании ряда воздушных катастроф. В компании US Airways летает 29 лет, руководит консалтинговой фирмой, которая занимается разработкой сверхбезопасных методов работы в различных рискованных сферах жизнедеятельности. Профессиональный антикризисный психолог.

Вместе с женой Лорри и двумя дочерьми Чесли живет в городке Данвилл в Калифорнии. Кэндэс Андерсон, член городского совета Данвилла и соседка Салленбергов, с гордостью говорит: «Чесли — опытный пилот, спокойный, сдержанный, знающий. В тот день именно он волею судьбы оказался в нужное время в нужном месте».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow