СюжетыСпорт

Допинг-трест

Стали известны причины трагической гибели 19-летнего хоккеиста Алексея Черепанова

Этот материал вышел в номере № 02 от 14 Января 2009 г.
Читать
На пресс-конференции, состоявшейся в конце ноября минувшего года, губернатор Омской области, председатель попечительского совета хоккейного клуба «Авангард» Леонид Полежаев на вопрос о причинах гибели 19-летнего нападающего Алексея...

На пресс-конференции, состоявшейся в конце ноября минувшего года, губернатор Омской области, председатель попечительского совета хоккейного клуба «Авангард» Леонид Полежаев на вопрос о причинах гибели 19-летнего нападающего Алексея Черепанова ответил так: «Думаю, дело это уже закончено, все виновные наказаны — судебной перспективы тут нет».

Но спустя месяц, перед самым Новым годом, она появилась: следственный комитет при Прокуратуре РФ по Московской области (напомним, трагедия произошла во время матча в подмосковном городе Чехове) 29 декабря обнародовал результаты судмедэкспертизы: «Согласно данным химического анализа, Черепанов несколько месяцев принимал допинг». Кроме того «хоккеист страдал хроническим миокардитом — заболеванием, которое исключает возможность занятия профессиональным спортом, <…> причиной смерти явилась острая сердечно-сосудистая недостаточность».

А 30 декабря опубликовала свое заявление Континентальная хоккейная лига (КХЛ), проводившая собственное расследование, — материалы служебной проверки содержат более 1000 страниц. К сообщению прокуратуры добавлено, что «в крови хоккеиста обнаружен кордиамин, применяемый для стимулирования и лечения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания». Этот препарат, входящий в перечень запрещенных Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА), последний раз был введен в организм молодого хоккеиста за 3 часа до начала матча «Витязя» с «Авангардом», во время которого остановилось сердце спортсмена.

Как уточнил президент КХЛ Александр Медведев, о кордиамине и идет речь в заключении судмедэкспертизы. Из нее следует, что Алексей Черепанов был болен хроническим миокардитом как минимум год, и с этим диагнозом выходил на лед, о чем, «очевидно, знали врачи омской команды» (абсурдно предполагать, что втайне от них он сам себе вкалывал «противосердечное»).

Вопрос, знало ли руководство клуба об этом, остается открытым. По здравому размышлению — не знать не могло: какой смысл врачам скрывать болезнь игрока, тем более кандидата в национальную сборную? Ради чего медики омского клуба брали бы на себя такую ответственность? Они отвечали за здоровье Алексея, а не за количество забитых им шайб — в них были заинтересованы те, кто делал на молодого форварда ставку (как известно, она, если говорить о звездах, исчисляется в миллионах у.е.)

Начальство ХК «Авангард» с момента трагедии категорически отрицало, что у Черепанова могли быть проблемы с сердцем: «Он на него никогда не жаловался — был абсолютно здоров, перед матчем в Чехове чувствовал себя хорошо». Генеральный менеджер омской команды (и тогда еще — сборной страны) Анатолий Бардин гневно опроверг заявление министра здравоохранения Московской области Владимира Семенова о том, что на игру с «Витязем» хоккеист вышел тяжелобольным, и пообещал «подать на чиновника в суд за клевету на руководителей клуба». Насколько искренним был этот гнев, вероятно, выяснят следствие и служебное расследование КХЛ, окончательные результаты которого будут оглашены 15 января — предстоит опросить, как сказал А. Медведев, около 30 свидетелей.

Впрочем, некоторые оргвыводы дисциплинарным комитетом хоккейной лиги уже сделаны. Отстранены от работы медики ХК «Авангард». В адрес омского губернатора — председателя попечительского совета «Авангарда» — направлена просьба об отстранении от занимаемых должностей на период следственных действий генерального менеджера Бардина и президента клуба Потапова. (11 января 2009 года решением Наблюдательного Совета хоккейного клуба «Авангард» (Омская область) Константин Потапов освобожден от занимаемой должности президента некоммерческого партнерства «Спортивный клуб «Авангард». — Ред. ).

Дополнительный поворот событиям обеспечил тот факт, что Черепанов был не только форвардом ХК «Авангард», молодежной сборной страны, но и рядовым срочной службы — как и 19 его друзей по команде, числился в железнодорожных войсках. Судя по показаниям командира омской в/ч полковника Олега Алборова, данным военной прокуратуре, никто из хоккеистов присягу не принимал и в части ни разу не появлялся. Эта система «приписок» призывников к «Авангарду», по словам полковника, действует много лет с ведома руководства области, замгубернатора, который возглавляет призывную комиссию.

«Неизвестно, — говорит Алборов, — как велся расчет с этими игроками за матчи. Но известно, что офицеры корпуса получали от команды «вознаграждения». В СМИ, например, сообщалось, что в 2008 году части было выделено 500 тысяч руб. Как они использовались, полковник не знает — «все расчеты ведутся наличными». Между тем зарплаты у хоккеистов «Авангарда», финансируемого в том числе из областной казны, — самые высокие в лиге. Годовой бюджет клуба (792 миллиона руб.) составляет примерно сороковую часть (2,5%) от бюджета субъекта Федерации. Пока в результате следственных действий Главной военной прокуратуры отправлены в отставку шестеро офицеров (2 генерала, 4 полковника). Олег Алборов, 36-летний участник боевых действий в Чечне, которому трижды досрочно присваивались воинские звания, уволен без жилья и содержания (пенсию начнет получать только в мае 2009-го). В области считают, что с ним так поступили по причине его откровений в СМИ.

Как следует из признаний того же Алборова, приписанные к в/ч игроки находились в рабской зависимости от руководителей клуба. И у Черепанова был выбор простой: или выходить на лед с больным сердцем, или идти служить в армию.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow