СюжетыПолитика

Правящая семья

Механизм и особенности управления на Кавказе: Кабардино-Балкария

Этот материал вышел в номере № 91 от 8 Декабря 2008 г
Читать
О тонкостях и секретах приготовления блюд традиционной кавказской кухни сегодня могут рассказать не только гламурные издания, но и серьезные телепрограммы. Это цензура пропустит. Куда сложнее получить представление об особенностях и...

О тонкостях и секретах приготовления блюд традиционной кавказской кухни сегодня могут рассказать не только гламурные издания, но и серьезные телепрограммы. Это цензура пропустит. Куда сложнее получить представление об особенностях и рецептах выживания в условиях политической, экономической и социальной нестабильности в кавказских регионах населения, представителей бизнеса и глав республик. В прошлом номере под рубрикой «Как это устроено» «Новая газета» опубликовала материал о нынешнем стиле управления Рамзана Кадырова в Чечне. Сегодня — продолжение исследования — о Кабардино-Балкарии, (республике, граничащей с Ингушетией, Ставропольским краем и Грузией), президентом которой вот уже три года является Арсен Каноков, кабардинец, более 20 лет проживший в Москве и пришедший в политику из бизнеса.

Как и коллегам-соседям (Мурату Зязикову в Ингушетии и Рамзану Кадырову в Чечне), Канокову случается не только устанавливать правила «игры» в регионе, но и учитывать нюансы «большой» политики. На минувшей неделе в ряде СМИ появились публикации, посвященные социальным и политическим неудачам президента КБР Канокова, а осенью этого года сообщалось о нарушениях, обнаруженных в ходе проверки администрации Нальчика на предмет заключения договоров в сфере земельного законодательства. Это дало повод некоторым пользователям интернет-блогов предположить, что, возможно, на Канокова готовится атака, подобная той, что была перед снятием президента Ингушетии Зязикова.

Вероятно, ключ к пониманию происходящего ныне — в событиях, предшествующих приходу Арсена Канокова во власть, а также в том, что и как ему удается на президентском посту вот уже три года, а что, увы, нет, а главное — почему.

«В октябре 2005-го власть сменилась — в президенты назначили Арсена Канокова, настоящего рыночника. Рыночника в двух смыслах этого многогранного слова. Во-первых, убежденного сторонника свободной экономики и, во-вторых, в прошлом хозяина столичных (московских) рынков. Сильная сторона президента Канокова, безусловно, состоит в том, что он тонко чувствует, как поднять экономику и откуда может быть прибыль». Так написала тогда о приходе Канокова на пост президента Кабардино-Балкарии обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская. В том материале 2005 года речь шла о притеснениях простых балкарских жителей со стороны администрации, поскольку «лакомые для курортного бизнеса земли Приэльбрусья» не давали покоя чиновникам. Благодаря принятым местным парламентом законам людям, постоянно жившим на одной территории, пришлось либо покидать родное Приэльбрусье, либо платить непомерную дань. Так повелось еще при предшественнике Канокова: «Клан приватизировал все: и курорты, и парламент, и, казалось, сам воздух этой признанной северокавказской жемчужины», — писала Анна.

Президент Арсен Каноков пришел во власть из солидного бизнеса, имея в собственности несколько квартир в Москве, престижные иномарки и вообще образ жизни скорее олигархов, топ-менеджеров. Уже даже будучи президентом, Каноков не покидает строк рейтингов «Самых богатых россиян». В рейтинге журнала «Финанс» 2008 г. Каноков хоть и на 455-й позиции, но самый состоятельный из президентов республик. Его состояние оценено экспертами в 3,7 млрд рублей. При этом о нем продолжают говорить как о совладельце группы «Синдика» — многопрофильного холдинга, куда входят крупные строительные рынки, и торговые комплексы, и банки. Согласно рейтингам журнала «Финанс», состояние президента Канокова за два последних года выросло более чем на 50 млн долларов.

Получив широкие возможности, которые властный ресурс дает главам республик, Арсен Каноков довольно быстро смог выстроить свою команду, укрепив ее назначением на ключевые посты людей, близких по бизнесу, или родственников. Подобно тому, как делал в личном бизнесе. Словно Кабардино-Балкарская Республика — это еще один интересный, многообещающий проект для опытного и искушенного менеджера — ЗАО «Кабарда».

Спустя 2 недели после начала пребывания Канокова на посту президента республики трагические события в Нальчике 13 октября 2005 года потребовали от него непростых решений. Напомним, что в те дни во время священного месяца Рамадана в Нальчике произошли беспорядки, вызванные столкновением боевиков и сотрудников федеральных служб, в результате чего пострадали десятки мирных жителей.

«Почему вы ни разу не приняли родственников тех, кто стоит под вашими окнами уже две недели, — матерей и отцов погибших?» — спросила тогда Анна Политковская у президента Канокова. Он попытался ответить: «У меня нет проблем выйти перед людьми, у меня нет страха. Но я не хочу выглядеть президентом, которому нечего сказать. Я не знаю, какой им ответ дать, зная, какой вопрос будет. И посчитал, что нет смысла встречаться. Если бы я им сказал: «Я могу решить проблему», это было бы неправдой. Если бы я сказал: «Таков закон о терроризме», то это бы их не удовлетворило». Довольно показательный ответ, уже тогда, в 2005 году, дающий понять, что Каноков не станет делать резких телодвижений и предпочтет, быть может, остаться в чем-то президентом ожиданий, но не результатов. До сих пор критики и наблюдатели обращают внимание на так и не случившийся прорыв в преодолении уровня безработицы, оттока части населения. Их главный аргумент все тот же: ощутимых положительных изменений для населения и производства не произошло, чего нельзя сказать о жизни и управлении династии Каноковых и их бизнес-партнеров. К примеру, Руслан Кудаев, до недавнего времени глава администрации Урванского района КБР (где родовое село Каноковых — Шитхала), в конце 2005 года и ранее числился среди аффилированных лиц ОАО «Торговый дом «Усачевский» (дочерняя структура все той же холдинговой компании «Синдика») в Москве в качестве гендиректора и члена совета директоров этого АО.

В ответ на упреки в семейственности и отсутствии реформ пресс-служба Арсена Канокова пытается не согласиться. В местных СМИ принято говорить о заслугах власти на поле благотворительности, о поддержке конного спорта и футбола. Эти благотворительные программы, пожалуй, можно было бы назвать вполне достаточным участием в социальной жизни региона, будь Каноков только лишь бизнесменом. Потому что адресная помощь отдельным нуждающимся и спонсирование футбольного спортивного клуба («Спартак-Нальчик») без долгосрочных социальных программ, направленных на социальные преобразования (во всяком случае о таковых не заявлено на сайте администрации президента КБР. — Прим. ред.) — для главы региона все же вряд ли можно назвать исчерпывающим. Кстати, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью «Каббалк-Интурист» (гостиница Нальчика, связанная с холдингом «Синдика») осуществляет в числе прочих бывший главный бухгалтер клуба «Спартак-Нальчик». Его спонсируют «Синдика» и фонд президента КБР. Кроме этого, симпатии президента Кабардино-Балкарии, подкрепленные финансовым участием, касаются и поддержки ипподромных скачек. В одних таких в качестве участников был замечен и президент Чечни Рамзан Кадыров — также известный любитель престижных скакунов.

По данным кавказских СМИ, в честь инаугурации Рамзана Кадырова глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков подарил ему джип «Мерседес» стоимостью около 80 тысяч долларов.

Считается, что одна из сильных сторон выдающихся личностей, в том числе некоторых европейских государственных чиновников и президентов, — способность публично признавать ошибки и не бояться отчитываться перед обществом. В Российской Федерации такая европейская традиция никак не приживается. Имеем что имеем. Так, «Новой газете» не раз было отказано в комментариях по ситуации с землей в Кабардино-Балкарии и по инциденту с закрытием газеты «Балкария», критикующей власть и «откровенно информировавшей читателей о происходящем». В одной из публикаций («Новая» № 58 от 03.08.2006) Анна Политковская приводит выдержку из письма Степашина Фрадкову: «…в Кабардино-Балкарской республике <…> ликвидирован ряд муниципальных образований, которые включены в состав муниципального округа Нальчик с изъятием земельных ресурсов в пользу города. <…> В аналогичном положении оказались жители некоторых высокогорных населенных пунктов, <…> у которых было изъято свыше 85% земель, в первую очередь рекреационного назначения». Комментируя позицию президента, его реакцию на события, автор отметила, что «президент Каноков считает линию обезземеливания сел правильной», и «любые попытки посеять сомнения воспринимаются его администрацией как происки врагов, несущих войну».

Казалось бы, Арсен Каноков, пришедший в президентство из бизнеса, более уязвим на политическом региональном поле, где расклад сил зависит во многом от Кремля. Но в то же время за несколько лет ему удалось выстроить собственную управленческую вертикаль, основой которой стали люди, близкие ему по родству. По удачному стечению обстоятельств у президента КБР оказалось достаточно родственников, чтобы доверить им ключевые посты. А эти люди, видимо, не смогли просто отказаться от заманчивого предложения, пусть даже и ценой того, что кому-то это может показаться сомнительным из-за потенциальной возможности для коррупционных отношений. Но, возможно, в его случае это — попытка избежать уязвимости и подконтрольности как со стороны федеральной власти, так и со стороны бизнес-интересов таких монополистов нефтегазовой отрасли, как «Роснефть». В любом случае, если антиканоковские тенденции в СМИ неслучайны, то у экс-предпринимателя и политика Канокова есть как минимум два пути: вариант Кадырова или Зязикова. Если, конечно, он не выберет третий….

Под текст

Вертикаль династии Каноковых

Династия Каноковых состоит из трех больших семей. Это, во-первых, собственно Каноковы — старшие, младшие, родные, двоюродные братья и сестры. Во-вторых, семья Жамборовых, уже достаточно давно породнившихся с Каноковыми по женской линии. И наконец Тлехуговы, которые лишь недавно примкнули к этому клану, благодаря, как рассказывают, свадьбе дочери президента КБР и одного из сыновей главы администрации Лескенского района республики.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Члены семьи, получившие после прихода Арсена Канокова во власть ключевые административные должности в различных учреждениях и ведомствах республики, до этого прошли собственную «школу» управления. Для большинства из них такой «школой» стала работа в советах директоров тех или иных компаний разветвленного холдинга «Синдика», председателем совета директоров и владельцем которого долгое время был сам Арсен Каноков.

Именно многочисленные родственники и близкие люди, судя по всему, помогли Арсену Канокову параллельно решать две почти взаимоисключающие по своей сложности задачи: не только сохранить, не отдать на откуп рейдерам четко налаженный, выстроенный за многие годы бизнес, но одновременно сколотить преданную административную команду, удержаться на сложном политическом поле в период обновления структур власти. Арсен Каноков признавался журналисту одного из местных изданий: «Здесь друзей не завел — никого не подпускаю близко к телу, чтобы не возникло иллюзии каких-то обязательств».

О том, что эти сложности удалось обойти, свидетельствует анализ нынешнего присутствия людей из династии Каноковых на разных этажах вертикали власти в республике. Оказалось, что их минимум несколько десятков. Вот как это выглядит.

Каноков Руслан Баширович. Член совета директоров, замгендиректора ОАО «Каббалк-Интурист». Это гостиничный комплекс «Интурист» в Кабардино-Балкарии, на 100 процентов принадлежащий московскому ООО «Вентра-ком», которое, судя по анализу перекрестного владения компаниями, является одним из ключевых юрлиц в холдинге «Синдика», связанном с бизнес-империей Каноковых. По данным местных СМИ, гостиница «Интурист» находится под вооруженной охраной, и именно там — за пуленепробиваемыми окнами — резиденция президента Арсена Башировича Канокова.

Каноков Антемиркан Хамашевич. Член совета директоров ОАО «Каббалк-Интурист». До апреля 2008 года — вице-мэр города Нальчика и глава городского департамента по экономике, финансам и управлению городским имуществом. Секретарь политсовета партии «Единая Россия» по Урванскому району Кабардино-Балкарии (в этот район входит поселок Шитхала, где родился президент Арсен Каноков). А с апреля 2008 года — глава администрации Урванского района. Кроме этого на начало 2008 года является членом совета директоров ОАО «Профессиональный футбольный клуб «Спартак-Нальчик», который Арсен Баширович Каноков, по данным его пресс-службы, спонсирует из личных средств.

Жамборов Руслан Султанович. Член совета директоров, гендиректор ОАО «Каббалк-Интурист». Глава департамента по управлению госсобственностью, замминистра по управлению госимуществом и земельными ресурсами Кабардино-Балкарии.

Тлехугов Мухамед Хажмуридович. Замминистра по управлению госимуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарии. Совместно с Антемирканом Хамашевичем Каноковым в качестве членов совета директоров управляют принадлежащим мингосимуществу КБР ОАО «Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация».

Каноков Антемиркан Аскербиевич. Директор госучреждения «Автобаза № 1» администрации президента Кабардино-Балкарии. В его ведение среди прочего, естественно, входит бронированный «Мерседес», на котором Арсен Каноков в сопровожении «Хаммера» с внушительной охраной передвигается по маршруту: резиденция в гостинице «Интурист» — дом правительства — республиканские учреждения. За достижения в своей работе недавно награжден почетной грамотой парламента КБР.

Каноков Замир Аскербиевич. С августа 2006 года — начальник инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Нальчику. До этого — руководитель инспекции ФНС по Урванскому району, глава администрации родового селения Каноковых Шитхала, а также директор группы сельхозпредприятий, связанных с совхозом «Шитхалинский», которым в свое время руководил еще отец президента Башир Хамзетович.

Каноков Асланбек Альбертович. С октября 2006 года — исполнительный директор Кабардино-Балкарского территориального фонда обязательного медицинского страхования. До этого — член совета директоров в ряде предприятий Нальчика, а также гендиректор ОАО «Экодом» и ООО «Седьмое небо», учредителем которых является уже упоминавшееся московское ООО «Вентра-ком». Оно, в свою очередь, учредило среди прочих охранное предприятие «Синдикат-щит», представителей которого, по утверждению местных СМИ, можно часто видеть в республике — в том числе в ситуациях корпоративных конфликтов.

Каноков Султан Забирович. С августа 2006 года — замруководителя администрации президента КБР. По специальности инженер-электрик, работал до этого в сфере электроэнергетики, затем в ТЭК.

Каноков Леонид Баширович. Член совета директоров и владелец 25 процентов акций ЗАО «Синдика» в Москве. Это одна из компаний многопрофильного холдинга «Синдика» и бизнес-империи Каноковых, с которыми различными способами связаны московские торговые комплексы «Троицкий», «Покровский», «Усачевский», «Братиславская», «Тушинский», подмосковный «Синдика-О», московские банки «Центрокредит» и Межрегиональный клиринговый банк, центральный рынок в г. Дзержинский, гостиничные комплексы «Интурист» в Пскове и Нальчике, а также проект «Галерея» (сеть современных региональных торгово-развлекательных комплексов в Ставрополе, Тамбове, Пятигорске и Нальчике).

Жамборов Владимир Султанович. Постоянный представитель Кабардино-Балкарии при президенте РФ. Член Совета директоров уже упомянутого банка «Центрокредит».

Жамборов Наурби Борисович. Первый зам. министра внутренних дел по Кабардино-Балкарии, начальник службы криминальной милиции.

Жамборов Мухамед Муаедович. Начальник отдела Управления Федеральной налоговой службы РФ по Кабардино-Балкарии.

Канокова Фатима Муаедовна. Первая леди Кабардино-Балкарии. В течение долгого времени оставалась владельцем 100 процентов акций компании ЗАО «Синдика-М» в Москве. Именно эта компания долгое время совместно с департаментом по управлению городским имуществом Нальчика владела входящим в холдинг «Синдика» московским торговым домом «Усачевский». Руководителем департамента был уже упомянутый Антемиркан Хамашевич Каноков. После назначения Арсена Канокова президентом республики те акции ТД «Усачевский», которые принадлежали ЗАО «Синдика-М», перешли к ООО «Ролитекс». Гендиректор ООО «Ролитекс» - Каноков Тимур Борисович, он же директор некоммерческой организации «Фонд поддержки программ экономического развития», которой владеет уже встречавшееся ООО «Вентра-ком».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow