СюжетыКультура

Союз кинематографистов: место председателя вакантно

В списке избранных на съезд представителей гильдии режиссеров игрового кино на VII съезд нет Никиты Сергеевича Михалкова

Этот материал вышел в номере № 90 от 4 Декабря 2008 г
Читать
В Белом зале Дома кино состоялось на диво тихое и, что уж совершенно не обычно - конструктивное собрание кинематографистов. После скандального Шестого съезда, напоминавшего рязановский «Гараж», Союз кинематографистов тихо дотлевал в...

В Белом зале Дома кино состоялось на диво тихое и, что уж совершенно не обычно - конструктивное собрание кинематографистов. После скандального Шестого съезда, напоминавшего рязановский «Гараж», Союз кинематографистов тихо дотлевал в ожидании рокового часа, когда последнее пристанище Дом кино продадут с молотка. Или снесут, чтобы построить что-то совершенно новое - как предлагает названный нынешним председателем СК Никитой Михалковым его преемник артист Михаил Пореченков.

В растревоженном настроении пришли на Васильевскую покрытые сединами кинематографисты (молодежи в зале практически не наблюдалось). Утром того же дня один из уважаемых киномэтров (которого, кстати, в ряду других кандидатур предлагают на пост Председателя) развел руками: «А чего тебе туда идти, Союз-то уже умер…».

И вот первое оптимистическое известие: москвичи объединяются. Напомню, что в укор независимому революционному Московскому Союзу (возглавляемому непокорным мальчишем-кибальчишом Павлом Финном), инициативой Председателя СК Никитой Михалковым было создано альтернативное (марионеточное) Московское Отделение внутри СК, непочетное руководство которым было поручено продюсеру Владилену Арсеньеву. Сейчас Арсеньев и Финн договорились о перемирии, будущего руководителя Московского Союза предлагают выбирать уже после Седьмого съезда. Дорогие мои москвичи баррикады разобрали. Правда и сегодня настроенный на мирный лад Арсеньев не видит в роли будущего председателя ну никого иного, как Михалкова.

Павел Финн настроил присутствующих на «лирический лад», предложив не говорить о том, как все плохо в СК: «Давайте решать что делать, чтобы катастрофическую ситуацию изменить».

По мнению многих выступающих предстоящий съезд может стать если не последним, ликвидационным, то роковым. Если не принять решительных мер, то «стол с яствами», как в оде Державина, обернется гробом.

Драматург Валентин Черных справедливо полагает, что Союз не выполняет своих обязательных функций, жизнь в СК застыла, его модель решительно устарела. Главное, союз самоустранился из кинопроцесса. Последней крупномасштабной акцией было снятие полочных картин и выпуск их на экран.

Где сегодня СК, демократический флагман общества в 90-ых? Ощущение, что подобно гоголевскому Плюшкину затаился, и пересчитывает оставшееся от распродаж… Впрочем, и здесь просвет. Оргсекретарь СК Михаил Калинин сообщил мне, что сейчас все суды СК, связанные с собственностью прекращены. Есть предложение выкупить на льготных условиях землю, на которой расположен пансионат «Болшево».

Кажется, о чем бы ни говорили выступающие, над собранием витал жирный вопрос «КТО?» Все понимают: важно выбрать не просто известного кинематографиста – тут с Михалковым конкурировать трудно. Как сформулировал Черных, он неудобный соперник «умен, изворотлив, харизматичен, независим, контактен с властью…» Необходима антикризисная программа действий, учитывая не только общий экономический кризис, но и нездоровье самого кинематографа, тяжелую продолжительную болезнь союза. Необходима его реанимация- модернизация. Необходимо вернуть утерянное право участвовать в разработке всех решений, касающихся кинематографа, взамен роли свадебных генералов в различных советах и президиумах. Госкино стало главным финансистом и продюсером в киноотрасли, СК совершенно отстранен от дел, от возможности предлагать идеи и проекты, отслеживать их успешность.

Союз расписался в полной никчемности, когда никак не отреагировал на внедрение в жизнь идиотского и вреднейшего закона о тендерах, от которого пострадал весь кинематограф. Правда, и в этой скверной истории возникла надежда на решение (в масштабах киномира известие почти сенсационное). Актер Евгений Герасимов, возглавляющий Комиссию по культуре в Мосгордуме, заявил, что в ближайшую среду депутаты Федерального собрания должны рассмотреть законопроект, отменяющий систему лотов.

Драматург Эдуард Володарский подбавил дегтя в мед: «Сами кинематографисты виноваты, мы были не готовы к встрече с чистоганом. Система Грефа, внедренная наобум в кино, породила тучу липовых «кинофирмочек» – участников тендеров. Они могут написать любую смету – лишь бы проскочить тендер. Союз не отстаивает профессиональных прав кинематографистов. Режиссер Владимир Фокин пишет во все инстанции, доказывая, что режиссер сегодня – никто, с ним и поступают – как с пустым местом: продюсеры, телеканалы. Его фильм «ТАСС уполномочен заявить» канал ТВЦ порезал: из 10 серий сделал 13.

«О каком единомыслии можно говорить, если речь идет о художниках? - недоумевает режиссер Николай Досталь. - Какое единомыслие у Михалкова и Германа? Но если Союз занимается общим делом: защитой авторских прав, договорами между режиссерами и продюсерами, продюсерами и актерами – он сплачивает полярности. Не надо кричать о творческих идеях, Союз обязан стать профсоюзом. Еще одна любимая мантра: «наладить отношения с властью». Что дает заискивание перед властьимущими? Уж на что Михалков близок к Олимпу. Куда выше? А отстоять Киноцентр не смог. Художник удобен власти в качестве подручного, но зачем это художнику? В руководство СК должны прийти не столько творцы с амбициями, сколько организаторы, менеджеры». После выступления Досталь шепотом спрашивает: «Не помнишь, как точно у Черномырдина: «Какую партию мы ни строим, все КПСС получается?»

Досталю возражает режиссер Владимир Двинский: «Когда Пырьев создавал союз, в ЦК его отговаривали: «У вас уже есть профсоюз работников культуры». Идея Пырьева заключалась в объединении творческих личностей. Разговор о смерти союза преждевременен. Что мы делаем, чтобы союз не умер? Давно внутри СК можно было создать кинотеатр российского кино. Можно было договориться с Москвой и регионами: сформировать документальные и анимационные программы, возить их по России. Мы сами должны доказывать свою необходимость. Не властям - людям. Без российского кино и его зрителя, вскоре мы не узнаем страны, в которой живем».

Снова зашла речь о возможном претенденте. Кинокритик Виктор Матизен заметил, что права на ошибку больше нет: «Мы уже и так избрали неправильную команду. Десять лет потеряны. Сегодня говорить о Михаиле Пореченкове в качестве будущего Председателя не серьезно. Союзом будет руководить не только актер, но плохой режиссер, снявший слабый боевик «День Д».

Конструктивный разговор продолжил Вадим Абдрашитов. «Что это за организация такая, куда силком не затащишь молодого человека? СК в существующем виде себя изжил. Он должен стать союзом работающих профессиональных гильдий. Это не отменяет индивидуального членства».

Среди потенциальных выдвиженцев на пост руководителя Союза называли многих, в том числе Карена Шахназарова, Владимир Досталя, Станислава Говорухина, Дмитрия Месхиева. Наиболее практичные, неравнодушные к судьбе российского кино и профессионального союза кинематографисты отстаивают «лучший из возможных вариантов» - тандем Марлена Хуциева (ум-честь и совесть российского кино) и Александра Роднянского (блестящего управленца с фундаментальным кинематографическим образованием). Плодотворность этого дуэта в частности отстаивал Абдрашитов.

А еще к микрофону вышел Александр Митта в торжественном костюме и белой рубашке. Внимательно оглядев собрание, сообщил, что в ближайшие десять лет присутствующие здесь кинематографисты будут друг друга хоронить. Надо принимать молодых. Лучше до съезда.

В самом деле, если немедленно Союз не «омолодить», можно говорить лишь собесе, хотя и жалкое пенсионное довольствие не повысить без помощи активно практикующих в отрасли. Самое невероятное, что молодые неожиданно (во всяком случае, для собравшихся) заявили о желании участвовать в жизни СК. И это – главная новость в жизни российского кино.

«Новая» проследила за тем, как развивались события. Примерно две недели назад на Совет Президентов Гильдий пришли продюсеры Елена Яцура и Александр Шейн. Они сообщили, что довольно внушительный отряд активно действующих кинематографистов хотел бы а) вступить в Союз, б) принять участие в съезде, в) заявить о своей поддержке Александра Роднянского в качестве возможного руководителя Союза.

Теперь Никита Михалков оказался в непростой ситуации. По всей видимости, ему хотелось «уходя остаться». Назначить вместо себя Пореченкова, наезжающего изредка в СК на мотоцикле между съемками и репетициями, «кулинарными поединками» и «битвами экстрасенсов». И в случае необходимости – подправить-исправить-направить. Если новый расклад сложится, он обещает Союзу серьезные перемены, до которых у прежнего руководства руки как-то не доходили. Но и выглядеть ретроградом, стоящим на пути у молодых, «харизматичному, изворотливому» мэтру вряд ли захочется.

Идею принять молодых списком поддерживают многие ведущие кинематографисты, предлагают начать с этого съезд. Продюсер Андрей Разумовский уточняет: «Не забудь отметить еще один важный вопрос. Съезд должен наложить мораторий на всю (оставшуюся) собственность СК – что составляет примерно $120 миллионов. Этим шагом у некоторых охотников отобьют желание порулить Союзом с «конкретными» целями.

В преддверии съезда каждый день приносит новость. В списке избранных на съезд представителей гильдии режиссеров игрового кино на VII съезд нет Никиты Сергеевича Михалкова. (В редакции «Новой» - протокол заседания счетной комиссии общего собрания режиссеров игрового кино, вторых режиссеров и монтажеров). Его могла бы выдвинуть и актерская гильдия. Но все собрания уже проведены, протоколы сданы в Секретариат. Конечно, съезд не обойдется без Председателя СК, но режиссерская фронда равноценна вотуму недоверия.

Дом кино – это винтаж

Об отряде потенциальных членов СК, в котором, по словам инициативной группы, уже десятки кинематографистов - разговариваю с продюсером Еленой Яцурой («В движении», «Небо. Самолет. Девушка», «Свои», «4», «9 рота», «Красный жемчуг любви») одним из инициаторов проекта «омолаживания СК»

Елена Яцура. Идея возникла два года назад. Практикам, реально действующим в кино людям необходим свой профессиональный клуб. «Неизмененное место встречи»: место формирования и выражения профессионального анализа, лоббистких идей и профсоюзной цельности. Я бы сказала «смысловое место». Иначе не получается всем вместе быть мощной медийной отраслью.

Дальше, если взвешивать: создавать новое место или попытаться переосмыслить старое? СК - несомненно, самая правильная территория. Временная и материальная. Кажется, ушли в прошлое вирусы 90-ых: - все снести, а затем… Время дает шанс для ренессанса. В частности, не надо переделывать «Дом кино» за бешенные миллионы, как всех пугают. За сотни тысяч его можно его переонастатить, модернизировать. Это не просто место. Это «место как люди». Оно отстоялось во времени.

  • Но молодые в это «место как люди» не приходили.
  • Ну да, в 90-ые, нас пригласили стать новыми членами СК. Съезд в Кремле оставил сильное впечатление. Нас, уже действующих кинематографистов, посадили на балкон. Мы свесились через перила, посмотрели в партер и увидели: седину вперемежку с лысинами. Еще там обличали фильм «Мама, не горюй». В общем, мы пошли пить шампанское в фойе.

Сегодня необходимо усилие для восстановления разорванной связи времен. Пришла пора, когда «Дом кино» превратился в актуальный винтаж. Надо просто его восстановить, отремонтировать «проекционные» и вентиляцию. Сделать значимым местом для встреч и работы. Надо следить за главными достижениями отрасли и промоутировать их независимо, как успешно делало это «Бюро пропаганды киноискусства». Все, что может на стартовых позициях Союз надо перечислять пенсионерам - со всех поступлений от аренд. Если нужно вложить миллион - мы постараемся его найти. Но все должно быть прозрачно, не келейно. К тому же быстро. Это главная проблема существующего союза, каждое решение продвигается со скоростью проржавевшего трактора. Если в правление придут и молодые, все должно завертеться быстрее. Надо догонять темпы самой жизни. Я не вижу противоречий между молодыми и взрослыми. У нас есть уважение к опыту, мастерство, есть желание учиться. И еще. Желание приложить собственные силы.

  • Кто в списке?
  • Актуальные люди современного российского кино. Те, кто делают это кино, размышляют: про себя, про отрасль. За последние двадцать лет мы не сумели себя сформулировать и защитить. Однажды мы долго бились за фильм «4». И получить прокатное удостоверение удалось лишь с помощью поддержки и защиты конкретных профессионалов. Понимаю, что «киносообщество» - мощнейшая сила. Надо лишь дать ему возможность «не пропасть по одиночке».

В списке вступающих в СК: Елена Яцура (продюсер), Александр Шейн (режиссер, продюсер), Чулпан Хаматова (актриса), Глеб Алейников (режиссер), Александр Дулерайн (продюсер, режиссер), Федор Лясс (оператор), Иван Вырыпаев (режиссер), Борис Юхананов (продюсер, режиссер) и др.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow