СюжетыПолитика

Вкус сапога

Продолжаем полемику, начатую обозревателем «Новой» Алексеем Поликовским, о месте олигархов в нашей жизни

Этот материал вышел в номере № 90 от 4 Декабря 2008 г
Читать
Наш обозреватель Алексей Поликовский опубликовал в нашей газете несколько вопросов российским олигархам. Вопросы для современного общества классические: почему нехороший гад Усманов потратил деньги на «Арсенал», а сиротам не помог? Это не...

Наш обозреватель Алексей Поликовский опубликовал в нашей газете несколько вопросов российским олигархам. Вопросы для современного общества классические: почему нехороший гад Усманов потратил деньги на «Арсенал», а сиротам не помог?

Это не важно, в чьем кармане считают деньги: в кармане проклятых буржуев, которые опять нас обидели, или проклятых олигархов, которые покупают яхты, вместо того чтобы помогать сиротам. Человек имеет право считать деньги только в собственном кармане.

А Вы, коллега, помогли сиротам? У Вас нет столько денег, сколько у Усманова? Так потратьте на них время.

Ах, мы писали о них — то есть делали свое дело? Так вот и Усманов делает свое дело — он зарабатывает деньги.

«И действительно, куда же девать олигарху деньги? <…> Все дороги проложены, все самолеты исправны <…> и нет ни одного офицера, который бы жил в общежитии с крысами и протекающим потолком», — пишете Вы.

Алексей, Вы действительно уверены, что между «Арсеналом» и офицерским общежитием есть какая-то связь? Как именно Вы предлагаете поделить деньги Усманова между офицерами? Поровну? Хорошо, тогда другой вопрос: как именно Вы предлагаете поделить свою зарплату между собой и, допустим, бомжом на Ярославском вокзале, который давно скололся, а до того вытащил из дома все, вплоть до унитаза? Вам покажется несправедливым разделить доходы талантливого журналиста, который пашет, с бомжом-наркоманом?

А бомж, наоборот, будет в восторге. Вам не кажется, что бомж в отношении Вас находится в том же месте, что Вы — в отношении Усманова?

Усманов зарабатывает много. Дерипаска зарабатывает много. О да, это несправедливо. История полна попытками устранить такую несправедливость. Одна из них была предпринята в 1917 году и кончилась десятками миллионов трупов.

Однажды в Череповце я вышла из приемной хозяина «Северстали» Алексея Мордашова, села в такси и спросила у водителя: «Как Вы относитесь к Мордашову?» «Плохо, — немедленно откликнулся тот, — такой молодой, а хозяин завода! Почему он, а не я?» В России есть три вечных вопроса: «Что делать?», «Кто виноват?» и «Почему он, а не я?» И пока мы будем их задавать Мордашову, а не себе, мы никогда не будем жить по-человечески.

О да. Я с Вами согласна, деньги — самый несправедливый способ вознаграждать труд. Не считая всех остальных способов.

«Читал ли кто-нибудь хоть раз интервью с таинственным Дерипаской о том, куда он инвестирует и зачем? Власть считает нужным хотя бы разговаривать с нами, а эти — эти молча летают над нами в своих золотых яйцах Фаберже, как пришельцы какие-то», — пишете Вы.

Алексей, власть не разговаривает с нами. Власть нам лжет. Бизнесмены не считают нужным лгать обществу. Самую системную оценку российских проблем я слышала от бизнесмена. Вот она: «В условиях голландской болезни цена плохих решений равна нулю. Если я буду принимать плохие решения, я разорюсь. Но их плохие решения им ничего не стоят».

Как Вы думаете, даст этот человек интервью?

А вот Вам слова другого бизнесмена, который недавно выиграл крупный корпоративный конфликт. «Я отличаюсь от государства тем, что, когда я начинаю войну, я точно знаю, чего я хочу добиться, как я этого добьюсь и сколько это будет стоить». Вы уверены, что Сечин или Путин обрадуются, прочитав такую фразу?

А вот третья. «Я как акула. Акула никогда не нападает, если она не голодна. А голодна она всегда». Вам не нравится, что эти люди не делают из своей жизни шоу, как Анастасия Заворотнюк? Может, Дерипаска Вам еще и в постельной сцене сняться должен?

Хватит уже и того, что наш бизнес вынужден целовать сапоги власти. Что, когда Путин собирает олигархов и расписывает, кому сколько отстегнуть на Сочи, Владимир Евтушенков тянет руку: «А можно больше?» Вы хотите, чтобы они еще давали интервью о том, как приятно целовать сапоги Владимира Владимировича? Задача бизнеса — зарабатывать деньги, а не критиковать политический строй. Уж поверьте — ни один из этих людей не забудет никогда вкус сапога, который он целовал.

«А они должны говорить. Они должны неустанно объяснять стране смысл своего существования <…> Они должны мозолить нам глаза своими проектами во всеобщее благо», — пишете Вы.

Я напомню Вам, Алексей, что в России был олигарх, который «мозолил глаза своими проектами во всеобщее благо». Его звали Михаил Ходорковский. Власть оценила его усилия. Но, между прочим, был и другой олигарх, который осчастливил Чукотку. Который за собственные деньги перевозил оттуда людей; строил там школы, больницы, дома.

Чукотка была как та свечка, которой Абрамович, как русский купец в XIX веке, замаливал в церкви свои грехи. Вы не помните, что было потом? Был доклад, что Абрамович Чукотку разворовал, — доклад, который с восторгом подхватила либеральная общественность. Знаете, при такой неуемной страсти российской публики кидать в человека за добрые дела помидорами лучше как-то покупать «Челси».

«Одна акция футбольного клуба «Арсенал» стоит 7800 фунтов. Это только для олигарха карманная мелочь, а для всякого нормального человека это деньги, способные изменить жизнь».

Да ну? И как именно Вы измените радикально жизнь за 7800 фунтов? Купите машину? На машину лучше заработать. Позволите студентам учиться на халяву? Так у нас студенты и так учатся на халяву и поэтому — не учатся. Ужас заключается в том, что никакие деньги никому не идут впрок, если они не заработаны. А заработать деньги мы можем только сами. Сумма 7800 фунтов может представляться необоримо великой только вышеупомянутому бомжу. Вон он на нее охрененное количество наркоты может купить.

«Сколько именных студенческих стипендий можно было бы учредить? Сколько районных городков оживить?»

Это мне напоминает прокурора Колесникова. Тот тоже, помнится, считал, сколько миллиардов пенсий можно было выплатить на деньги, утаенные ЮКОСом. А почему Вы, собственно, решили, что деньги Усманова пошли бы на «оживление районных городков»? С какого перепугу?

Он что, типа недоплатил налоги, которые пошли бы на «районные городки»? А Вы уверены, что именно на «городки», а не на что-то иное? Вы знаете, сколько денег было выделено в этом году бюджетом нашим новым госкорпорациям? 27 млрд долл. И куда они попали? В банки, а потом за границу.

А как он должен был эти деньги передать? Тут недавно один богач-осетин захотел построить квартал в Цхинвали. «Нет, ты не строй. Ты денег дай, а построим мы сами», — ответили ему. Он должен был плюнуть на государство и строить «районный городок» сам? И сколько бы времени прошло, прежде чем его бы заподозрили в политических амбициях и отправили в Краснокаменск?

«Кто-нибудь слышал, чтобы русский олигарх во время чеченской войны хотя бы один полк нашей армии оснастил новейшим оружием и обмундированием?» — пишете Вы.

Я слышала. Я могу назвать Вам полдюжины имен, а не назову по той же причине, по которой они не называют себя сами. Вряд ли государство обрадуется, если тот или иной миллиардер начнет давать направо и налево интервью о том, как он покупал сцецназу берцы. Но одно имя я назову, потому что этому человеку уже повредить нельзя: он в тюрьме.

Это тамбовский лидер Владимир Кумарин, который после гибели «Курска» помогал, и очень сильно, атомной подлодке «Тамбов». Я не могу сказать, что я в восторге от государственного устройства, где Владимир Кумарин помогает атомному подводному крейсеру. Но я таки обращаю Ваше внимание, что делал это Кумарин тайно (иначе это вызвало бы шквал издевок со стороны наших с Вами собратьев по перу) и бескорыстно, ибо возможность участия атомного крейсера в бандитских разборках на улицах Санкт-Петербурга равна нулю, даже во время самого сильного наводнения.

«Кто-нибудь знает миллиардера, вдруг узнавшего от собственного шофера, сколько составляет в России пенсия, и в благородном порыве отдавшего половину своего личного состояния в Пенсионный фонд?»

Вы живете в вакууме? Залезьте в интернет и посмотрите, сколько уголовных дел против руководителей Пенсионного фонда и по какой цене эта публика покупает компьютеры. В Дагестане руководитель Пенсионного фонда Амучи Амутинов который год враждует с руководителем железной дороги Гази Газиевым. В пересчете на бронированные иномарки счет уже 2:1. Вы уверены, что Потанин или Прохоров должны отдать половину своего состояния для того, чтобы чиновники тратили бюджетные деньги нецелевым образом на киллеров?

«Кто-нибудь, в конце концов, знает хотя бы одного олигарха, вложившего все свои — до последней копейки! — капиталы не в Англию, Испанию или Францию, а в Россию», — пишете Вы.

А вот тут, Алексей, Вы совершенно правы. За последние годы российские олигархи покупали активы за границей. Тот же Усманов скупал Corus, Лисин — Beta Steel, Дерипаска покупал Magna и Hochtief, а «Евраз» после покупки Oregon Steel и трубопрокатного бизнеса IPSCO зарабатывает за границей не меньше, чем в России. Они занимали под залог своих российских активов на Западе те деньги, которые наша казна забирала у них в счет налогов и девала неизвестно куда, — и покупали на них активы на Западе.

Вы недовольны, что российский бизнес молчит? Вы не правы, Алексей, российский бизнес не молчит. Он безмолвствует. Считайте, что мнение российского бизнеса о государстве Российском, и об общественном мнении, считающем деньги в чужом кармане, и о водителе, спрашивающем «почему он, а не я?», — выражено этими сделками.

(Редакция может не разделять точку зрения своего обозревателя.)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow