Мировой экономический кризис в России уже стал популярной темой для анекдотов. Но все они пока из разряда черного юмора. Академик РАН, директор Института экономики Руслан Гринберг рассказывает, например, о том, что в результате кризиса, наконец, «погаснет свет в конце тоннеля». А известному экономисту Владиславу Иноземцеву больше по душе анекдот из сферы фондового рынка. «Плохо, что директор инвестиционного фонда в результате падения котировок акций на торгах РТС выбросился с 9-го этажа, но хорошо, что после падения был зафиксирован отскок до 2-го этажа», — грустно усмехается Иноземцев.
—Легко вам острить, когда ни за что не отвечаете. А что бы сделали сегодня вы на месте нашего министра финансов?
— Первая необходимая антикризисная мера — установление государством фиксированного курса рубля по отношению к доллару. Может быть, на уровне 25 рублей за доллар. Жесткий контроль за финансовыми потоками с целью предотвращения утечки капиталов за рубеж. Такая политика дала неплохие результаты, например, в Малайзии в процессе борьбы с финансовым кризисом 1997—1998 годов, когда резко упали курсы национальных валют практически всех стран Юго-Восточной Азии. В ответ власти Малайзии установили жесткий курс национальной валюты к доллару и держали его, пока страсти на финансовом поле не утихли. Это дало возможность экономике страны выйти из экономического катаклизма с наименьшими потерями. Пример жесткого курса юаня по отношению к доллару дает и Китай, экономика которого чувствует себя неплохо даже в условиях сегодняшних финансовых бурь.
— Похоже, что-то подобное наша страна уже проходила. Когда во времена «развитого социализма» доллар официально стоил около 1 рубля (но купить его было невозможно), а реально на черном рынке доллары продавали за 25 рублей. Боюсь, что жесткий курс рубля к доллару снова переведет реальную экономику в теневую сферу.
— Сегодня на руках у населения находятся наличные рубли на 40—50 миллиардов долларов, а финансовые резервы ЦБ РФ превышают 400 миллиардов. При таком соотношении можно не бояться ажиотажного спроса на валюту. Пусть все желающие приходят в обменные пункты и покупают доллары по фиксированному государством курсу. Я вас уверяю, через неделю-полторы деньги у людей закончатся, а потом начнется и обратный процесс. Банки же заработают фиксированную маржу.
— Правительство РФ приняло антикризисную программу из 55 пунктов, рассчитанную на пять месяцев. Основные темы этого документа — льготные кредиты государства реальному сектору экономики, государственный заказ для отечественных производителей, рефинансирование ипотечных программ. Что бы вы добавили в этот документ. Или, наоборот, исключили бы из него?
— Подобная программа должна была быть предельно конкретной. Содержать сроки исполнения, ответственных за это лиц. Пока что мы увидели обычный бюрократический документ, в нем перечислено несколько ведомств, которым поручено разработать антикризисные меры. Это общие слова и директивы, а не оперативный план действий. Зная инерцию отечественной бюрократии, трудно рассчитывать на успех этой программы.
— Михаил Ходорковский в связи с мировым финансовым кризисом пишет о левом повороте мировой экономической мысли. Действительно, в США правительство активно вливает финансы в пошатнувшиеся банки и компании, скупает их активы. И в России принимаются протекционистские меры, обсуждается даже возможность государственной интервенции на фондовом рынке. Мир поворачивает налево? Вы согласны с таким выводом?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Мне кажется, автор (или авторы) статьи о левом повороте руководствовался скорее конъюнктурными соображениями. Если либерализм — это финансовые пирамиды или спекулятивные схемы, то такого либерализма после мирового финансового кризиса станет меньше. Если либерализм — это свободное перемещение капитала, товаров и рабочей силы через границы разных стран, развитие инвестиционной деятельности, глобализация, то такого либерализма после преодоления финансовых проблем меньше не станет. И потом, разве политику социал-демократических правительств Франции или Германии конца 90-х годов можно назвать либеральной? Она была и остается левой и до, и после мирового спада. Китай тоже проводит последние десятилетия политику, далекую от идеалов либерализма.
—Виктор Геращенко, чемпион по преодолению финансовых бурь последних лет в России, сегодня со страниц газет призывает не поддаваться панике. Дескать, мировая экономика развивается циклично. И мир сегодня столкнулся с завершением такого этапа. Вы разделяете такую точку зрения?
— Действительно, вслед за подъемом производства следует некоторый спад. На волне промышленного роста обычно проводится либеральная политика. В процессе рецессии не обойтись без государственного регулирования. Здесь требуются левые, чуть ли не социалистические меры в экономике. Это будет актуально до следующего бума.
—Как рядовому гражданину России с наименьшими потерями преодолеть финансовый кризис? Во что следует вкладывать деньги?
— Если во время дефолта 1998 года все россияне потеряли накопления, а потом потихоньку стали выкарабкиваться и восстанавливать доходы, то сегодня ситуация прямо противоположная. Сбережения останутся в сохранности, но доходы будут падать. Во-первых, уменьшатся явно раздутые за время подъема экономики зарплаты, во-вторых, в условиях экономического спада многие предприятия будут сокращать штаты, увольняя сотрудников. Так что рецепт преодоления кризиса один. Нужно его переждать, по возможности сохраняя сбережения, не вкладываясь в рискованные проекты. Если есть возможность получить государственный льготный кредит на развитие своего малого бизнеса, нужно им воспользоваться. Валютные счета в крупных российских банках останутся в целости и сохранности. Государство в любом случае поддержит гигантов финансового рынка. Лучше всего сегодня вкладывать деньги в доллары. К лету курс американской валюты может существенно вырасти — рублей до 35. Не стоит делать вложения в недвижимость. В этой сфере цены будут падать. Упадут цены на турпоездки, на бытовую технику, на легковые машины. А о фондовом рынке вообще лучше не говорить. Он если и сможет восстановиться, то через 4—5 лет, не раньше. Безработица может стать большой проблемой — скорее не в Москве и Петербурге, где рынок труда достаточно гибкий и каждый потерявший работу сможет найти применение своим способностям в соответствии с квалификацией. Но в регионах ситуация будет более напряженной.
— Многие политики и экономисты сегодня призывают запустить мотор развития российской экономики. Воспользоваться мировым кризисом и перестроить наше хозяйство на инновационный лад. Возможно ли это?
— Теоретически — да. Но промышленный подъем невозможен, например, без снижения издержек. А что происходит на российском рынке с ценами на тот же бензин? Наш кабинет министров не в состоянии их регулировать. Если летом цены на бензин в РФ были на 6% выше, чем в США, то сегодня эта разница — 40% не в нашу с вами пользу! О каком росте производства в таких условиях экономического беспредела можно говорить? Ведь это только один частный пример неспособности нашего кабинета министров управлять экономикой страны. А сколько их еще! Вот вам и ответ.
Сегодня в России кризис доверия. При такой деловой атмосфере трудно получить кредиты на развитие бизнеса. Я в следующем году не вижу возможности роста ВВП, если не изменится экономическая политика. При сохранении прежнего курса мы будем медленно сползать в кризис, а потом также мучительно в течение многих лет выбираться из него. Единственным «положительным» следствием сокращения спроса может стать снижение инфляции — до 8—9% в 2009 году, на мой взгляд.
Правительство закачивает деньги в банки, надеясь помочь промышленным предприятиям. Но, учитывая значительную коррупционную составляющую, финансы не доходят до реального сектора. Думаю, государству не следует сегодня бездумно вкладывать деньги в проблемные предприятия и компании. Было бы разумнее покупать их реальные активы, с правом последующего выкупа их нынешними собственниками по более высокой цене. Тогда государство могло бы заработать на кризисе, выйти из него с меньшими потерями.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68