СюжетыПолитика

Оттепель отменяется

Вместо реформ президент предложил вариант компромисса элит

Этот материал вышел в номере № 82 от 6 Ноября 2008 г
Читать
Надежды тех, кто ждал от первого послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию старта долгожданной политической оттепели, не оправдались. Вместо этого новый президент предложил скорректированный в условиях вариант компромисса правящих...

Надежды тех, кто ждал от первого послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию старта долгожданной политической оттепели, не оправдались. Вместо этого новый президент предложил скорректированный в условиях вариант компромисса правящих элит. Режим делает основную ставку не на реформы, но на свое дальнейшее укрепление.

Главные меры, предложенные в этом направлении, связаны с ревизией Конституции — то есть с тем, чего больше всего опасались последние годы российские сторонники демократии и правового государства.

Предложено увеличить срок полномочий президента и Госдумы соответственно до 6 и 5 лет, что требует принятия конституционных поправок. Тем самым правящая страной группа и ею же сформированный состав Госдумы стремятся максимально продлить сроки своего пребывания у власти. Видимо, предполагается избрать высшие органы на новые сроки уже в избирательном цикле 2011 — 2012 годов. Однако в случае острого прохождения экономического кризиса в 2009 году нельзя исключать досрочных выборов президента и Думы уже в конце 2009 года — с перспективой возвращения Путина в Кремль на два шестилетних срока, т.е. до далекого 2022 года.

За это готовящееся продление существующей власти прочие отряды элит получат свою компенсацию.

Больше всего выиграют региональные элиты. Им обещана радикальная (хотя и постепенная) чистка от присланных Москвой варягов Совета Федерации. В будущем в нем будут заседать только те, кто прошел процедуру выборов в депутаты в своих регионах — что действительно хотя бы отчасти сможет вернуть российскому сенату характер палаты регионов. Кроме того, регионам обещан частичный возврат отнятой в годы возведения вертикали власти собственности и полномочий, а также частичное сокращение неимоверно разросшихся там территориальных структур федеральных министерств и ведомств. Такое внимание Кремля к интересам региональных начальников объясняется, скорее всего, глубиной начавшегося финансового и экономического кризиса, когда на фоне растущего социального напряжения и протестов населения власти особенно остро понадобится поддержка влиятельных глав регионов.

Свои пряники получит и Госдума. Главный из них — продление полномочий депутатского корпуса с нынешних 4 до 5 лет. Во-вторых, продекларированное расширение контрольных полномочий в отношении исполнительной власти — в частности, в форме ежегодного отчета правительства о проделанной работе. Правда, эта новинка может оказаться пустой формальностью, а о других мерах (например, создании института постоянно действующих парламентских контрольных комиссий и парламентских расследований) глава государства не сказал ни слова. «Единая Россия» (как партия, победившая на региональных выборах) получит исключительное право предлагать свои кандидатуры на губернаторские посты. Прочим парламентским партиям обещаны гарантии доступа в государственные СМИ.

Ожидать изменений в экономической политике не приходится. Ни слова не было сказано Медведевым ни о чрезмерной монополизации российской экономики, ни о структурных реформах, ни о собственных грубых ошибках (например, о попустительстве колоссальному накоплению внешнего корпоративного долга российских, в первую очередь государственных, компаний). Единственная радость для бизнеса — прозвучавшая команда срочно пробить тромбы в финансовой системе и выдать компенсацию за недавно принятое решение повысить налоги.

Конституционно-демократическая риторика Медведева не должна никого обманывать. Реальные меры в политической области, им объявленные, либо носят откровенно имитационный характер, либо — еще хуже — открывают дорогу к еще большему ужесточению режима. Среди косметических мер — обещания развивать интернет и цифровое телевидение, привлечь общественников, и прежде всего Общественную палату, к разработке законопроектов (такие обещания не раз звучали и раньше), расширить права местного самоуправления, сохранить за общественниками право участия в местных выборах. Или даруемое малым партиям (отобранным заранее самим Кремлем) право иметь 1-2 депутата в Думе для получения парламентской трибуны. Невнятно обещанное поэтапное снижение численности партии, необходимой для ее регистрации. Кремль не пошел на снижение барьера для партий до 5%, восстановление одномандатных округов и выборов губернаторов, упрощение регистрации партий, смягчение режима цензуры на телевидении.

Напротив, ряд из предложенных мер могут еще больше ужесточить контроль госаппарата над гражданским обществом. Например, предложение о принудительной (на основе закона) ротации руководства партий — может обеспечить разгром (если понадобится) нынешнего руководства КПРФ и ЛДПР. Отмена залога на выборах при сложившейся практике произвола при проверке подписей — стать дополнительным инструментом отстранения оппозиции от выборов. А угроза применять нормы «антикоррупционного пакета» против руководства общественных организаций грозит стать инструментом давления на них силами правоохранительных органов и законодательно разрешенной слежки.

Предложенный элитам компромисс нисколько не расширил права граждан. Им обещано лишь сохранение (уже даже не развитие!) социальных обязательств государства и сохранение их сбережений в рублях (что сомнительно в ситуации, когда государство в первую очередь спасает свои монополии, стоящие на грани банкротства).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow