СюжетыПолитика

А Егорова слушает и есть

Реформа суда начинается не с деклараций, а с назначений на ключевые посты

Этот материал вышел в номере № 82 от 6 Ноября 2008 г
Читать
Указ Дмитрия Медведева о новом назначении Ольги Егоровой на должность председателя Московского городского суда является важным знаком и дает понять, что наметившаяся было попытка перейти от византийского к правовому способу управления...

Указ Дмитрия Медведева о новом назначении Ольги Егоровой на должность председателя Московского городского суда является важным знаком и дает понять, что наметившаяся было попытка перейти от византийского к правовому способу управления государством по крайней мере отложена еще на несколько лет.

Еще в июне, комментируя подачу бессменным председателем Мосгорсуда заявления о ее переназначении, мы писали (см. «Новую» № 41 за 2008 год): «Решение, перед необходимостью которого Ольга Егорова торопится поставить президента, покажет и искренность его риторики о независимости судебной власти, и меру собственной его независимости от силовиков».

Но то был июнь, когда еще свежи были впечатления от двух встреч только что вступившего в должность президента с председателями трех высших судов и от его обещаний повысить роль независимого суда в России. С тех пор случилось много чего. Перечисляя за несколько дней до оглашения своего послания Федеральному собранию его основные темы в кремлевском блоге, президент среди «ответов на наиболее существенные вопросы, которые стоят перед страной», тему правосудия даже ни разу не упомянул. Это свидетельствует скорее о том, что Медведеву его правовые убеждения дороги: чем произносить какие-то дежурные заклинания, уж лучше вообще об этом помалкивать.

Неделей раньше на Совете по совершенствованию правосудия при президенте сделала доклад Лариса Брычева, помощник президента, руководитель группы по судебной реформе при нем же, начальник Главного государственно-правового управления. В ГГПУ Брычева работает с момента его создания, она знает про суд и судей абсолютно все. Доклад Брычевой привлек в том числе председателей ряда судов субъектов Федерации. Ольги Егоровой не было, зато напротив Брычевой села председатель Федерального арбитражного суда Московского округа Людмила Майкова, сама едва не ставшая в апреле, когда в прессу была вброшена история про ее квартирные дела (такую же, наверное, можно было бы рассказать про многих, кто пришел послушать этот доклад), «жертвой избирательного суда».

В числе важнейших задач по укреплению правосудия Брычева назвала перевод финансирования мировых судей на федеральный уровень и сокращение сроков судебных экспертиз. Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев высказал некоторое недовольство узостью поставленных задач, в очередной раз (в двадцать какой-то за последние лет десять) попеняв администрации президента на отсутствие в стране административного судопроизводства. Упомянув в числе поступающих в их группу предложений ограничение полномочий председателей судов (а это и есть фундамент управляемости судебной системы), Брычева, однако, эту тему никак не развила. Обсуждение было вялым. Черту подвел председатель совета, в прошлом председатель Конституционного суда профессор Владимир Туманов. Он сказал, что все предложения, высказанные Брычевой, «вполне приемлемы, неприемлемо только одно: говорить о них как о судебной реформе».

Для собравшихся представителей юридического истеблишмента этот доклад, не содержавший и сотой доли того, что в действительности могла бы рассказать и предложить Брычева, был важным знаком: в администрации президента принято решение оставить в судебной системе все как есть, начиная, конечно, с ключевых персоналий. Независимый суд немыслим без внутренне независимых судей, равно как и наоборот. Вопрос сейчас не в этом, а в том, насколько внутренне и наружно независим Дмитрий Медведев, говоривший, а теперь замолчавший о реформе суда.

Ольга Егорова, при которой в московских судах сложилось явление, получившее как феномен общепринятое уже название «басманное правосудие», является, как говорят, важным элементом «силового блока». А что нам до этого, если мы рассуждаем в правовых терминах о проблемах независимости суда? А то, что или одно, или другое: если при назначениях председателей судов главным фактором остаются византийские «расклады», то о правовом государстве следует забыть и молчать, как это делает кандидат юридических наук Дмитрий Анатольевич Медведев.

Конкуренции за пост председателя Мосгорсуда на этот раз не было: тщательно просчитав шансы, другие возможные претенденты решили заявлений не подавать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow