В последний день октября сотрудники следственных изоляторов и тюрем отмечают свой профессиональный праздник. Никакой конкретной привязки именно к этой дате в истории российской пенитенциарной системы не наблюдается. В прошлом году день 31 октября неожиданно был объявлен Днем работников СИЗО и тюрем. Приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Юрия Калинина…
Впрочем, одно объяснение поступка директора имеется. Накануне, 30 октября, в России традиционно проходит День памяти жертв политических репрессий. С чем их и поздравил гражданин начальник. Те, кого охраняли от свободы, вновь оказались пристегнутыми к тем, кто охранял.
У тюремных служителей, понятно, работа не из легких и праздник им, как и любым другим работникам, нужен. И пусть нашим подарком им станут впервые публикуемые документы о непреходящем символе отечественной Службы исполнения наказаний всех времен — Бутырской тюрьме.
Подумать только, пятьдесят лет назад Бутырку хотели закрыть!
Никита Хрущев, как и всякий другой руководящий товарищ, благополучно переживший 30—50-е годы, был инфицирован жутким утробным страхом перед аббревиатурами НКВД/МВД. Выстраивая структуру управления страной «под себя», Хрущев постарался всячески принизить их положение. Госбезопасность он одним движением руки превратил из министерства в комитет.
Министром внутренних дел накануне знаменитого XX съезда КПСС Хрущев назначил Николая Дудорова. Хорошо знакомого ему по работе в московском горкоме партии, своего же выдвиженца в этот горком. Химик по образованию, Дудоров всю жизнь занимался технологией производства железобетона. Ни дня не прослужив в силовых структурах. Именно такому, лично преданному, внесистемному человеку Хрущев и поручил постепенный демонтаж сталинского монстра.
Много чего Дудоров сделал с подачи своего благодетеля: увольнение сорока тысячи милиционеров по сокращению штатов, упразднение конвойных войск как отдельного рода внутренней службы…
Взялся он за осуществление еще одного пожелания Никиты Сергеевича. Упразднить Бутырскую тюрьму как ежедневное напоминание о пережитых годах большого террора и произвола. Вот здесь в Дудорове вдруг проснулся былой рачительный хозяйственник.
27 марта 1958 г. СекретноВ Совет министров СССР товарищу Михайлову Ф.И.Согласно вашей просьбе при этом направляется справка о Бутырской тюрьме.
Справка
Бутырская тюрьма в г. Москве построена в 1783 году и расположена на Новослободской улице, д. 45.Весь комплекс зданий Бутырской тюрьмы состоит из 31 здания общим объемом 392 000 м3, в том числе:
Тюремные здания — 199 500 м3Производственные здания — 47 000 м3Подсобные и адмздания — 48 500 м3Жилые здания — 13 860 кв. м (97 000 м3).
Лимит тюрьмы (из расчета 2,5 кв. метров на одного заключенного) составляет 3000 мест.
За последние десять лет тюрьма неоднократно благоустраивалась и оснащалась техническими средствами охраны, на что затрачены значительные денежные средства.
В настоящее время Бутырская тюрьма является самой благоустроенной из всех имеющихся в МВД тюрем.
В 1957 году ее посетило свыше 37 иностранных делегаций из стран народной демократии и капиталистических государств.
Закрытие Бутырской тюрьмы создаст непреодолимые трудности в размещении следственных заключенных, так как сама Бутырская тюрьма, а также Сокольническая и Таганская тюрьмы находятся в постоянном переполнении.
Расширить Сокольническую тюрьму (более известна под другим названием — Матросская Тишина. — А.М.) путем строительства дополнительных тюремных корпусов не представляется возможным из-за отсутствия свободной территории.
Таганская тюрьма находится на красной линии вновь прокладываемых улиц и по плану реконструкции города Москвы подлежит сносу.
Для того чтобы построить новую тюрьму на такую же вместимость при соответствующем благоустройстве, потребуется 98-100 млн рублей и несколько лет строительства.
Вопрос о закрытии Бутырской тюрьмы в 1956 году рассматривался дважды: первый раз — в связи с указанием товарища Фурцевой Е.А. Комиссией в составе заведующего административным отделом МГК товарища Коссовского и заместителей министра внутренних дел товарищей Холодкова и Васильева; после осмотра тюрьмы и рассматривания всех материалов комиссия не нашла возможным решить этот вопрос положительно; второй раз — Адмотделом ЦК КПСС и аппаратом Бюро ЦК КПСС по РСФСР, в связи с ходатайством перед ЦК КПСС Министерства связи СССР; после осмотра тюрьмы работниками аппарата ЦК КПСС ходатайство Министерства связи было оставлено без удовлетворения. Тогда было установлено, что на переделку и приспособление тюрьмы под учреждение связи потребуется больше средств, чем построить новый почтамт.
Начальник Тюремного отдела МВД СССР Буланов
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Справка*
Вопрос о передаче Бутырской тюрьмы в ведение Министерства связи СССР 18 апреля 1958 года рассматривался в Совете министров СССР. После доклада Дудорова обсуждение этого вопроса на Совете министров было снято с повестки дня.
Прим. А.М.:Первоначально планировалось, что Минсвязи переоборудует Бутырскую тюрьму под Международный почтамт. Оператора международной почтовой связи ранее в Советском Союзе не существовало. Его появление служило бы знаком некоей открытости миру. В конечном итоге Международный почтамт был построен в 1960 г. в новом московском районе Нагатино. Однако вопрос с Бутыркой все еще не был закрыт.
30 мая 1958 г. Совет министров СССР. Совершенно секретно
О выводе Бутырской тюрьмы за пределы Москвы
Госплан СССР, рассмотрев по поручению Совета министров СССР вопрос о выводе Бутырской тюрьмы за пределы Москвы, считает, что размещение тюрьмы в центре г. Москвы не соответствует облику столицы Советского государства, а потому целесообразно вывести Бутырскую тюрьму за пределы г. Москвы. В связи с этим необходимо поручить Министерству внутренних дел СССР подготовить и представить в Совет министров СССР к 1 сентября 1958 г. предложения о мероприятиях по осуществлению вывода Бутырской тюрьмы.
Министерство внутренних дел СССР не поддерживает предложение о выводе Бутырской тюрьмы за пределы Москвы.
Заместитель председателя Госплана СССРГ. Перов
16 октября 1958 г. МВД Союза ССР. Секретно
Тов. Дудорову Н.П.
В соответствии с Вашим поручением Тюремный отдел МВД СССР, рассмотрев вопрос о возможности закрытия Бутырской тюрьмы, докладывает:
Бутырская тюрьма может быть закрыта при условии:
- Расширения емкости тюрьмы №1 УВД г. Москвы (Сокольники) до 4500 мест за счет пристройки к существующим тюремным корпусам №1 и 2 на 2200 человек и частичного переоборудования в этой тюрьме подсобных помещений. <…>
- Открепления от тюрем Москвы шести районов Московской области с одновременным расширением емкостей областных тюрем в городах Коломна, Зарайск, Можайск до 500 мест. <…>
- Включения в состав тюрем УВД г. Москвы Лефортовской тюрьмы с лимитом 600 мест, принадлежащей КГБ при Совете министров СССР.
- Запрещения содержать в тюрьмах города Москвы административно арестованных за мелкое хулиганство и мелкую спекуляцию. <…>
Срок ввода в эксплуатацию нового строительства при этих условиях может быть определен в 2,5—3 года.
И.о. начальника Тюремного отдела МВД СССР полковник Воронков
Этот лист Дудоров вложил в папку, с которой ходил на очередной доклад к Хрущеву. После чего написал на нем резолюцию: «В дело. 20.10.58».
Бутырка сохранила статус-кво.
В июне 2008 года Михаил Горбачев озвучил предложение переделать Бутырскую тюрьму в Музей жертв сталинских репрессий.
Реакция юридического владельца была такой же, как и пятьдесят лет назад. «Мы люди военные, и нам без разницы, Бутырская это тюрьма или другая тюрьма. Если построят новый изолятор и он будет работать согласно всем современным требованиям — мы только «за», — сообщил в ответ замначальника Управления ФСИН по Москве Сергей Телятников.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68