СюжетыОбщество

Наши суды выполняют заветы Шелепина

Адвокат Анна Ставицкая: «Родственникам расстрелянных польских офицеров ответили отказом на жалобу о прекращении «Катынского дела»

Этот материал вышел в номере Cпецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 16.10.2008 №9 (9)
Читать
Наше нынешнее государство, как только речь заходит о советском периоде, наотрез отказывается что-либо негативное признавать, даже пострадавших не хочет признавать пострадавшими. Достаточно вспомнить отмену компенсации репрессированным за...

Наше нынешнее государство, как только речь заходит о советском периоде, наотрез отказывается что-либо негативное признавать, даже пострадавших не хочет признавать пострадавшими. Достаточно вспомнить отмену компенсации репрессированным за моральный ущерб. Или вот — знаменитое «Катынское дело», о котором уже не раз писала «Новая».

Напомню: когда обстоятельства этого дела всплыли из спецархива КПСС в 1992 году, президент Ельцин предложил Конституционному суду России приобщить к «Делу о КПСС» документы, связанные с массовыми расстрелами польских офицеров в 1940 году. Эти материалы были обнаружены в папке № 1, которой пользовались только генеральные секретари ЦК КПСС. Из них следует, что на территории бывшего СССР, в различных местах, в том числе и в Катыни, были расстреляны более 20 тысяч польских офицеров. Тогда документы были переданы польским представителям.

22 мая этого года Главная военная прокуратура, которая выступает ответчиком в судебном процессе, несмотря на то что Московский окружной военный суд обязал ее представить материалы, на основании которых было прекращено дело, отказалась это cделать. Словно выполняя заветы тов. Шелепина (см. публикуемый документ).

Тогда в прокуратуре сообщили, что большая часть из 183 томов этого дела имеет гриф «секретно» и «совершенно секретно»: «Мы не можем представить ни материалы дела, ни постановление о прекращении дела, так как они относятся к гостайне».

Еще в марте российская правозащитная организация «Мемориал» обратилась к генпрокурору с просьбой рассекретить материалы расследования дела «О расстреле пленных польских офицеров», справедливо ссылаясь на статью 7 Закона РФ «О государственной тайне». Согласно этой статье: «… К таковой не могут быть отнесены сведения «о фактах нарушения законности органами госвласти и их должностными лицами», при этом должностные лица, нарушавшие данное положение, «несут уголовную или иную ответственность», а граждане «вправе обжаловать такие решения в суде…».

И вот в прошлый четверг Московский окружной военный суд должен был дать ответ на жалобу, поданную родственниками погибших в связи с прекращением «Катынского дела».

Ранее Хамовнический суд Москвы вообще отказался рассматривать подобную жалобу, не признав родственников убитых потерпевшими. Во вторник, 14 октября, в Военном окружном суде прошло закрытое заседание, на котором суд ответил отказом на жалобу родственников о прекращении уголовного дела.

Адвокат истца Анна Ставицкая ответила на вопросы «Новой».

В чем суть поданной вами жалобы?

— Жалоба была подана на постановление о прекращении так называемого Катынского уголовного дела. Смысл жалобы состоит в том, что в ходе расследования «Катынского уголовного дела» был однозначно установлен факт совершения преступления в отношении польских офицеров со стороны отдельных лиц из числа руководства НКВД СССР, результатом которого явилась смерть поляков. Однако родственников погибших не признали потерпевшими по делу, несмотря на то что в соответствии с законом в случае наступления смерти в результате совершенного преступления родственников умершего должны признать потерпевшими. Непризнание родственников потерпевшими привело к тому, что они не могли воспользоваться своими правами, предусмотренными законом, а именно: знакомиться с делом, заявлять ходатайства, в частности, о назначении генетической экспертизы, давать показания, знакомиться с самим постановлением о прекращении дела, обжаловать его по существу…

При таких обстоятельствах, когда были нарушены права родственников погибших, постановление о прекращении уголовного дела должно быть отменено.

Так на каком основании вам в этом отказали и насколько законно решение суда?

— Суд признал, что действительно было принято незаконное решение о расстреле польских офицеров, признал, что расстрелы были проведены, что достоверно установлен факт гибели в результате расстрела 1803 польских граждан, содержавшихся в Осташковском, Стародельском и Козельском лагерях НКВД СССР.

Суд также признал, что польские офицеры, интересы родственников которых мы представляем, также были в числе тех, кто были перевезены в лагеря, где затем проводились массовые расстрелы и были найдены массовые захоронения. Однако так как в материалах дела отсутствуют сведения об их идентификации, то с точки зрения суда нет оснований считать, что они были расстреляны. Суд в постановлении указал, что дальнейшая судьба этих лиц не установлена.

Получается, что, по мнению суда, этих людей действительно перевезли на место казни, но не казнили, а отпустили на все четыре стороны, а если и казнили, то так как не идентифицировали, то и нет оснований считать, что казнили!

На мой взгляд, решение цинично с человеческой точки зрения и незаконно.

Мы в нашей жалобе как раз и говорим, что если бы допустили родственников погибших к делу, была бы реальная возможность провести генетическую экспертизу и идентифицировать те останки, которые были найдены. А нам возражают, что родственники погибших не могут быть потерпевшими, потому что погибшие не идентифицированы. Замкнутый круг.

Насколько я понимаю, наши власти очень не хотят, чтобы стал известен полный список обвиняемых и некоторые подробности этого жуткого дела, поэтому и дело засекретили, и постановление о прекращении дела, и никакие жалобы не удовлетворяются.

Насколько я знаю, это противоречит 7-й статье Закона «О государственной тайне». Опираясь на эту статью, можно как-то выбраться из замкнутого круга?

— Действительно, в соответствии с этой статьей не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и о нарушении закона органами государственной власти и их должностными лицами. А «Катынское дело» — это как раз яркий пример нарушения прав человека и совершения преступления должностными лицами.

Что вы намерены делать дальше?

— Писать кассационную жалобу в Военную коллегию Верховного суда РФ, а в случае отказа будем обращаться в Европейский суд.

Имеют ли родственники убитых право на материальную компенсацию от Правительства России?

— Имеют полное право. Но родственники вообще никогда не высказывали такие намерения, они просто хотят наконец узнать, что произошло с их родными, кто повинен в их смерти, а также хотят, чтобы их реабилитировали. Но, видимо, в связи с тем, что было отказано в нашей жалобе на прекращение дела, и отказ в реабилитации будет на том же основании. Раньше Главная военная прокуратура не ставила под сомнение, что эти лица были расcтреляны. Отвечали, что да, они были расстреляны, но так как не осталось никаких уголовных дел (дела уничтожены), то мы и не можем приступить к вопросу о реабилитации по существу.

Все решения по «Катынскому делу» — верх цинизма и пример юридической изворотливости. Органы прокуратуры и суда признают, что были факты незаконного расстрела, но восстановить права расстрелянных и проявить милосердие не желают или боятся.

Как рассказала Ставицкая, по «Катынскому делу» есть и другие, новые, сведения, но тут опять мы сталкиваемся с секретностью, а точнее, с незаконным засекречиванием проводимого уже в наше время расследования.

Жалоба на отказ в рассмотрении вопроса о реабилитации будет рассмотрена в Хамовническом суде 24 октября.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow