* Предыдущие серии см. в №40 от 19.10.2007, в №44 от 16.11.2007, в №01—02 от 18.01.2008, в №05 от 08.02.2008, в №10 от 14.03.2008, в №14 от 11.04.2008, в №22—23 от 20.06.2008, в №36—37 от 19.09.2008 и в №38 от 03.10.2008
Постановление Правительственной комиссии по конкурсу на лучший учебник по истории СССР было опубликовано в конце июля 1937 г. А ровно через месяц был издан учебник с примечательным, явно подсказанным «лучшим другом всех учебников» названием — «История СССР. Краткий курс».
Газеты за 24 августа пестрели заголовками и подзаголовками: «Победа на историческом фронте»; «Событие огромного государственного значения»; «Социалистическая культура обогатилась еще одним большим достижением»; «Советских школьников можно поздравить с замечательным подарком Сталина»…
И хотя учебник, подготовленный сотрудниками соответствующей кафедры Московского пединститута под редакцией профессора Шестакова, был предназначен «для третьих и четвертых классов средней школы», Наркомпрос тут же рекомендовал его к использованию в старших классах. Временно, до создания и для них в ближайшем светлом будущем подарка Сталина.
Не отстали и другие ведомства (попробовали бы отстать) — учебник для младших школьников стал обязательным для изучения на курсах партийной переподготовки, на политзанятиях в армии, в различных школах пропагандистов и агитаторов.
Сигнальные экземпляры учебника были разосланы для ознакомления и перевода на национальные языки в республиканские, краевые и областные партийные органы. В ноябре 1937 г. один экземпляр по спецсвязи вернулся в ЦК. К нему прилагалось письмо: «Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Жданову. Посылаю Вам учебник «Истории СССР». В этом учебнике на стр. 87 в левом углу портрета Пушкина имеется значок, напоминающий фашистскую свастику. Кроме того, на стр. 157 на лице товарища Сталина также имеется белое пятно, близко напоминающее свастику. Секретарь Куйбышевского обкома ВКП(б) Постышев. 23.XI.37».
Жданов сразу же направил учебник и письмо начальнику Главного политического управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии и одновременно главному редактору «Правды» Льву Мехлису, главнонаблюдающему в то время за всей печатной идеологией. Ответ Мехлиса (выпускника Института красной профессуры 1930 г.) также не заставил себя ждать: «Тов. Жданову. Смотрел с помощью увеличительного стекла значки, о которых пишет т. Постышев. Не вижу никакой свастики. Постышев не там ищет врагов, где они имеются. Л. Мехлис. 25.XI.37».
Свирепый в иных случаях цензор Мехлис (похоронен на Красной площади у Кремлевской стены), в отличие от не в меру ретивого секретаря Постышева (арестован 01.02.1938, расстрелян 26.02.1939), нюхом чуял, что подозревать любимое детище «лучшего друга учебников», по крайней мере, непродуктивно.
Где-то в марте 1937 года глава Правительственной комиссии по составлению учебника Андрей Жданов представил товарищу Сталину для окончательного вердикта четыре макета учебника (из 46 его вариантов). Под редакциями И. Минца, М. Нечкиной, А. Панкратовой и А. Шестакова. К двум первым Сталин, судя по его карандашным пометкам, отнесся крайне пренебрежительно. А из двух последних остановил свой выбор на более тонком по формату, суховатом по изложению, написанном без претензий на излишнюю научность учебнике преподов пединститута. Может, дело здесь было в руководителе авторского коллектива, которого ведь предстояло наградить и сделать публичной личностью.
Андрей Шестаков родился в селе Соломбала Архангельской губернии. По окончании городского двухклассного училища работал на заводах Архангельска. Попал под влияние политических ссыльных и сам «пошел в политику». С 1903 г. член РСДРП. Товарищ Никодим — такова была партийная кличка Шестакова, — имея навыки слесаря, получил задание разъезжать по крупным промышленным центрам империи, устраиваться на заводы и всячески подбивать рабочих к забастовкам, стачкам или же просто к бузе, смотря по обстоятельствам. Чем, собственно, и занимался вплоть до 1917 г. Считая себя профсоюзным деятелем не из последних, Шестаков написал суконным языком несколько брошюрок о рабочем движении. На чем его творческий вклад в дело марксистской истории и закончился. После революции Никодим особых карьерных лавров не снискал. Работал в партийных комитетах Воронежа и Рязани в качестве агитатора.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Его скудная биография в одночасье изменилась в 1921 г. Когда был образован Институт красной профессуры с задачей «марксизации высшей школы». Это заведение в короткие сроки призвано было подготовить свои коммунистические кадры во всех отраслях общественных наук. «Красные профессора» долженствовали вытеснить из науки обычных профессоров.
В число тщательно отобранных коммунистов, имеющих хотя бы какие-то базовые навыки, вошел и Андрей Шестаков. Он же фигурировал в первом выпуске «красных профессоров» (1924) в качестве историка СССР. К этому моменту Шестакову было уже 47 лет (для сравнения: самый старший из прочих красных выпускников был моложе его на 20 лет). Шестакова сразу же, без единого дня практической работы, назначили профессором, завкафедрой истории СССР одновременно в трех вузах: МГУ, МГПИ и Коммунистическом университете трудящихся Востока. С 1928 г., когда ИКП вбросил в историческую науку еще несколько подобных кадров, за Шестаковым оставили заведование кафедрой только в пединституте.
Серая личность с репутацией доносчика (в Педе его очень боялись), без политизъянов в биографии, в 37-м идеально проходила в авторы правильного учебника для детишек.
Иного пошиба была руководительница конкурирующего и гораздо более наукообразного проекта. Анна Панкратова родилась в Одессе (1897) в довольно бедной семье. Тем не менее она окончила местную гимназию и поступила на Высшие женские курсы. Курсистка Аня рьяно изучала историю, параллельно трудясь училкой в одесских воскресных школах. Но тут грянули революция с Гражданской войной, открылись новые перспективы, и Ане стало не до высшего образования. В эти перипетии она вошла с энтузиазмом: сначала эсерка, потом большевичка, видная одесская подпольщица и даже партизанка. После войны Панкратову перекинули партработником на Урал. Здесь она активно подчиняла партии строптивые профсоюзы. В 1922 г. товарища Анну отозвали в распоряжение ЦК. Дальше — Институт красной профессуры и работа в вузах Питера и Москвы. Наивысшая точка — профессор, завкафедрой истории СССР только что восстановленного истфака МГУ (1934—1936).
В августе 1936 г., после ареста большой группы «красных профессоров», Панкратову лишили кафедры, а затем и вовсе выставили из МГУ. В феврале 1937 г. «за потерю политической бдительности» ее исключили из партии и выслали в Саратов. Товарищ Анна бомбардировала письмами высокие инстанции, торчала в приемных этих инстанций, напоминая, какой она стойкий оловянный солдатик партии. Даже публично отказалась от арестованного мужа, «троцкистского двурушника». Ничего не помогло. Всеми срочно забытая, сидела она без всякой работы в незнакомом Саратове, тупо ожидая, когда за ней тоже придут. «С чемоданчиком в руках», как она говорила. Но в день 1 апреля 1937 г. жизнь вдруг чудесным образом изменилась — Панкратовой предложили место профессора истфака Саратовского университета. Вскоре поступило новое предложение (с полунамеком — «это желание Самого») с тем же самым коллективом авторов продолжить работу над учебником истории для старших классов.
Оттолкнувшись от краткого курса учебника 37-го года, руководствуясь и направляясь «Кратким курсом истории ВКП(б)» 38-го года, Панкратова и ее коллеги наваяли три тома «Истории СССР», для 8, 9 и 10-го классов. В 1940 г. их учебник принят в качестве единственного и неповторимого. Анна Панкратова награждена московской пропиской и на долгие годы стала непререкаемым авторитетом в деле преподавания истории в школе.
Сталинские учебники интересны еще и тем, что разрушили не очень хорошую традицию былых отечественных пособий по истории как дореволюционных, так и советских. Традицию замалчивать современные авторам события. Здесь же фактическая сторона доведена, соответственно, до 1937 и 1940 гг.
А раз так, то авторы каким-то образом должны были объяснить учащимся причины «Большого террора». И они объясняют…
«История СССР. Краткий курс»: «Готовя мировую войну, фашисты посылают во все государства своих шпионов. И в Советский Союз проникают фашистские шпионы. В СССР они нашли для себя деятельных помощников в лице сторонников Троцкого и Рыкова. Презренный враг народа, фашистский агент Троцкий и его презренные друзья Зиновьев, Каменев, Рыков и Бухарин организовали в СССР банду убийц, вредителей и шпионов… Фашистские злодеи — троцкисты и рыковцы, устраивали в СССР крушение поездов, взрывы и поджоги шахт и заводов, портили машины, отравляли рабочих — вредили, как могли. У этих врагов народа была программа — восстановить СССР в ярмо капиталистов и помещиков, уничтожить колхозы, отдать немцам Украину, японцам — Дальний Восток, подготовить военное поражение СССР. Бандиты были пойманы и понесли наказание.
«История СССР, учебник для 10-го класса»: «Выполняя волю своих хозяев — иностранных буржуазных разведок, — троцкисты и бухаринцы ставили своей целью подрыв обороны страны, облегчение иностранной военной интервенции, подготовку поражения Красной Армии, расчленение СССР, отдачу японцам советского Приморья, полякам — советской Белоруссии, немцам — советской Украины, англичанам — советского Севера, уничтожение завоеваний рабочих и колхозников, восстановление капиталистического рабства в СССР.
Замаскированные враги народа могли так долго оставаться неразоблаченными потому, что многие члены партии были политически беспечны. Товарищ Сталин указал на необходимость немедленной ликвидации политический беспечности и, вскрывая ее причины, подчеркнул, что многие товарищи забыли о капиталистическом окружении, чем и воспользовались враги народа».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68