СюжетыОбщество

Водитель для сквера

Ко Дню ВМФ в Петербурге уничтожат сквер Памяти героев-подводников. Бульдозеры не остановил живой щит из людей, обращения в Страсбург и к президенту

Этот материал вышел в номере № 53 от 24 Июля 2008 г.
Читать
Был или не был на карте Санкт-Петербурга сквер или парк Памяти героев-подводников — пожалуй, уже не важно. Теперь это, и правда, «якобы сквер». В официальной российской топонимике он так и не появился — а с лица земли уже исчез. Большая...

Был или не был на карте Санкт-Петербурга сквер или парк Памяти героев-подводников — пожалуй, уже не важно. Теперь это, и правда, «якобы сквер». В официальной российской топонимике он так и не появился — а с лица земли уже исчез. Большая часть деревьев в мемориальной зеленой зоне уничтожена, гигантская стройплощадка обнесена бетонным забором. Рабочие деловито выкорчевывают пни. О юных деревцах, что сажали офицеры-подводники, вдовы и дети моряков, известные певцы и музыканты, и речи нет: их просто раздавили бульдозерами.

На самом деле знаковая зеленая зона в петербургском районе Полюстрово, единственная такого рода в России, находилась на осадном положении более трех лет — скандал дошел и до Кремля, и до Страсбурга. Но в последние пару месяцев скверная брань достигла апогея.

В рекреационной зоне, о которой речь, на площади около двух гектаров были липовая роща, дубы, каштаны, сосны, березы, клены, вишни, сирень, акации, боярышник — всего, по данным инициативной группы, около 1000 взрослых деревьев и около 5000 кустов. Большая часть здешней флоры насчитывала 30—50 лет от роду, но были и раритеты конца XIX — начала XX веков. Одна такая яблоня — ее чудом удалось сохранить в блокаду — плодоносила до сих пор…

А заказчик, Управление ФСБ по ЛенВО (есть и такое ответвление в Конторе), задумал возвести на этом месте многоэтажный жилой комплекс. Посовещавшись, местные аборигены решили: один громкий бренд против другого.

Что было на самом деле первично — сохранить память о воинах-подводниках или спасти сквер от застройки, сейчас уже никто толком не скажет. Главное, что там появились мемориальная аллея, именные деревья (в том числе и от экипажей действующих кораблей, и от семей погибших моряков), розовые клумбы, закладной камень будущего монумента.

«Сквера Подводников не существует в природе. Он создан без разрешения!» — твердили и чиновники, и застройщики — несмотря на то, что территория была включена в перечень зеленых насаждений общего пользования и охранялась соответствующим городским законом.

В конце мая произошли первые столкновения с применением физической силы. Это случилось вскоре после того, как жители обратились к своему земляку Дмитрию Медведеву с просьбой взять сквер, посвященный погибшим в мирное время субмаринам, под его личный патронат и контроль.

Неужели нельзя было иначе, кроме как стенка на стенку? С холодной головой, чистыми руками — и топорами?.. Опять же, против кого или во имя чего? Против ретивых обитателей квартала; зеленых друзей, не желающих в весенний день становиться пнями; памяти ушедших товарищей?..

Карбонарии установили в сквере круглосуточное дежурство.

Раз за разом к 43-му кварталу подтягивалась в большом количестве тяжелая техника. Материальные ресурсы сопровождались сотнями рабочих и охранников, которые обеспечивали силовую поддержку заказчику и компании ЗАО «Стройкомплекс XXI». Полюстровцы заслоняли деревья своими телами. Раз за разом проводились задержания, кто-то попадал на скамью подсудимых, кто-то — в травмпункт.

— Когда я выскочила на улицу, то увидела, как одну женщину тащат по земле, другую — прижимают машиной к школьному забору, — делилась впечатлениями одного из многочисленных дней сражений Елена Малышева, лидер местных повстанцев. Милиция, которая присутствовала при этом, в происходящее принципиально не вмешивалась.

Впереди крана выстроилась цепь секьюрити, чтобы оттеснять людей и расчищать дорогу; защитники сквера, в свою очередь, прорвали оцепление и сели прямо перед краном на мокрый асфальт.

До жителей донеслась фраза: «Пока их немного, езжай, дави!»

На бетонных блоках забора появились надписи: «Сегодня вырубают сквер — завтра отберут квартиру!», «Всех чиновников под суд за продажу города!», «Долой бандитизм», «Нет застройке парка!»… А кое-где — и характерные рисунки… Приезжал дознаватель. Произведения настенного искусства спешно закрасили.

В Смольном «ввиду высокой социальной напряженности» приняли соломоново решение: приостановить реализацию проекта. Казалось, наступило шаткое перемирие. Но не успели жители перевести дух, как тут же с подачи фракции КПРФ местного парламента квартал-43 спешно включили в перечень территорий, подлежащих так называемой реновации. То есть дома снести и все застроить. Коммунисты уверяли, что это единственный способ спасти раритетный сквер.

На прошлой неделе жители Полюстрова и их сторонники распространили открытое письмо к депутатам, обвиняя их в предательстве, лжи и сговоре с чиновниками. Группа оппозиционеров маршем прошла к Смольному, устроив несанкционированную акцию.

«Все обвинения жителей в наш адрес — полная чушь», — бил себя кулаком в грудь лидер питерских коммунистов Владимир Федоров.

Когда в минувший понедельник в сквере начали вполне санкционированно валить деревья, а старушек, пытавшихся противостоять нашествию, раскидали, как котят, парламентарии имели вид весьма бледный. Однако ошибки своей так и не признали.

В результате четверо полюстровских оказались в милиции, а затем в больнице, остальные зализывают раны дома.

Один из задержанных, 34-летний Сергей Кравцов, находится в НИИ нейрохирургии имени Поленова с тяжелым сотрясением головного мозга.

— Автомобиль поехал прямо на меня и начал давить… Я по инерции запрыгнула на капот, но он продолжал двигаться, и я почувствовала, что сползаю под машину, — рассказывает Наталья Васильевна, мама Сергея. — Я закричала — я была уже почти под колесами, сын кинулся, чтобы помочь мне…

Водитель выскочил из машины и погнался за «обидчиком».

— Догнал, ударил, — продолжает Наталья. — Подбежали милиционеры, схватили моего сына, придавили к ларьку. Представляете: они его держат, а водитель бьет!.. Надели наручники, затолкали в машину и увезли…

Закладной камень мемориала героям-подводникам пока цел. «Видно, не решаются сковырнуть, ждут отмашки», — иронизируют представители «Полюстрова-43».

В эти дни в опальный квартал на подмогу местной оппозиции стекаются коллеги из разных районов города и протестных групп; вместе обдумывают дальнейшие шаги, разница политических взглядов оставлена на периферии. «Наши действия — это вектор того самого гражданского общества, о котором якобы печется власть. А то, что делают они, — это кощунство и цинизм, — констатирует Елена Малышева. — И эту битву мы не проиграли».

Впереди — День Военно-морского флота…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow