СюжетыПолитика

Во главу «Гугла»

Зачем крупнейшая поисковая система приобрела часть «Рамблера»

Этот материал вышел в номере № 53 от 24 Июля 2008 г.
Читать
Обсуждение сделки «Рамблер-Медиа» с компанией Google стало самой популярной в интернете темой последнего времени. Естественно, сделка обросла большим количеством вымыслов: стали говорить о продаже «Рамблера», об исчезновении одной из самых...

Обсуждение сделки «Рамблер-Медиа» с компанией Google стало самой популярной в интернете темой последнего времени. Естественно, сделка обросла большим количеством вымыслов: стали говорить о продаже «Рамблера», об исчезновении одной из самых популярных (как бы ее ни ругали) систем подсчета посещаемости сайтов Top100 и так далее. Попробуем разобраться, что же случилось на самом деле.

Формально холдинг «Рамблер-Медиа» никому не продавался. В результате сделки компания Google приобретет лишь систему интернет-рекламы «Бегун», 50,1% акций которого принадлежали «Рамблеру» (оставшиеся 49,9% будут выкуплены у холдинга «Финам» и также переданы Google). То есть сделка попросту означает, что «Рамблер» уходит с российского рынка интернет-рекламы. И эта часть сделки на первый взгляд имеет немного значения для конечных пользователей — какая разница, кто именно будет «рулить» размещением рекламы на сайтах?

А вот другая часть сделки, которая прописана в соглашении отдельной строкой, действительно означает, по выражению представителей «Яндекса», что «меняется ландшафт российского интернета». Это относится к сообщению, что «Рамблер» теперь «обязуется использовать на своих русскоязычных интернет-ресурсах поисковую технологию Google». Надо сказать, что «Яндекс», хотя в сделке формально и не заинтересован, прокомментировал событие в своем корпоративном блоге всего через несколько часов после ее заключения, причем обратил особое внимание на эту сторону вопроса.

До сих пор ситуация была следующая: в России доминировали три поисковые системы, причем только одна из них иностранная: «Яндекс», «Рамблер» и Google. На крупнейшем портале Mail.ru использовались технологии «Яндекса», остальные поисковые системы можно не принимать во внимание. Мало кто из стран мог похвастаться хотя бы одной общенациональной системой поиска (кроме, естественно, США, это лишь Китай и Южная Корея) — а тут целых две! Потому сожаления оставшегося в одиночестве «Яндекса» вполне уместны. Тем более что технологии «Яндекса» значительно отличаются от гугловских и в ряде случаев дают более адекватные результаты (естественно, речь идет о запросах на русском языке).

И есть одно обстоятельство, которое теперь позволяет тревожиться за судьбу уже самого «Яндекса». Поисковый трафик сам по себе ничего не стоит — кого бы пользователи ни предпочитали, в конечном итоге судьбу компаний будут решать рекламодатели. А бороться теперь за них «Яндексу» придется не с каким-то там «Рамблером», а с компанией мирового уровня, которая в некоторых областях, как известно, «делает одной левой» даже саму Microsoft. Например, в Украине Google давно доминирует в поиске, в том числе и на русском языке, украинские порталы один за другим переходят на поиск Google. И было бы жаль утратить национальную поисковую систему, причем вовсе не из принципа, конечно, а просто потому, что «Яндекс» и правда лучше во многих отношениях.

Я бы только, пользуясь случаем, предостерег «Яндекс» от резких шагов: известно, что последнее время там активно экспериментируют с поисковыми технологиями, и не всегда удачно. Умерьте пыл, господа, — если вы уж пользователей потеряете, то это однозначный конец.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow