Сюжеты · Общество

Великий Кубрик без простого «Оскара»

26 июля исполнится 80 лет со дня рождения Стэнли Кубрика. Мы обратились к киноведу Сергею Кудрявцеву и расспросили о роли этого великого режиссера в мировом кинематографе.

Этот материал вышел в Цветной выпуск от 18.07.2008 №27
Читать номер

Этот материал вышел в
Цветной выпуск от 18.07.2008 №27

20:00, 17 июля 2008
views

246

20:00, 17 июля 2008
views

246

— Иногда складывается такая парадоксальная ситуация, когда выдающиеся режиссеры при жизни не получают признания. Подобная ситуация сложилась и с Кубриком. В качестве анекдотического примера можно сказать, что он получил премию «Оскар»…

— Иногда складывается такая парадоксальная ситуация, когда выдающиеся режиссеры при жизни не получают признания. Подобная ситуация сложилась и с Кубриком. В качестве анекдотического примера можно сказать, что он получил премию «Оскар» только как создатель спецэффектов к своему знаменитому фильму «2001: Космическая одиссея». Ни как режиссера, ни как сценариста его ни разу не награждали. И это действительно странно, учитывая, какое громадное влияние Стэнли Кубрик имел во всем мире и какое влияние он оказывал на американских кинематографистов.

Стивен Спилберг однажды признался: «Если в чем-то надо проконсультироваться, мы всегда звоним Стэнли в Лондон». Многие американские кинематографисты, среди которых Френсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе, считали его не только учителем, но и лучшим знатоком кино. Его мнению доверяли. Режиссеры во всем мире, так или иначе, косвенно или прямо, цитировали многие из фильмов Кубрика. Пересматривая его картины, не без изумления можно обнаружить, что буквально по кадрам ту или иную ленту уже кто-то творчески переработал. Влияние его на самом деле огромно.

Критики путаются и спорят: к какой национальной принадлежности отнести Стэнли Кубрика — англичанин он или американец. Многие его фильмы причислены к американским, в том числе те, что были сделаны им за последние почти 40 лет творческой карьеры — с 1961 по 1999 год. Тем не менее он переселился в Лондон и жил там, считая, что в именно в Лондоне у него больше творческой свободы. Там он создал свою продюсерскую компанию и выступал как продюсер собственных фильмов.

Его как одного из самых фанатичных представителей своей профессии называли исключительным перфекционистом, человеком, старающимся добиться максимальной тщательности в деталях, начиная от сценария и кончая монтажом. Иногда про него ходили такие байки, что он работает над своими картинами несколько лет. Действительно, промежуток между его последними лентами составляет шесть-восемь лет, но на самом деле работал он достаточно быстро. Не считая последнего фильма («С широко закрытыми глазами»), который он много раз переснимал и переделывал. У нас таким перфекционистом, человеком, который долго и мучительно работает, считается Алексей Герман, который, кстати, тоже на днях отметит юбилей.

Стэнли Кубрик со своим упорством, со своим умением вникать во все детали, многое делал сам. В ряде картин он брал в руки камеру или делал спецэффекты. Он вникал абсолютно во все. Вообще-то такова позиция художника, который ни в чем не видит мелочей, считая, что автор должен отвечать за все. На мой взгляд, эта позиция чрезвычайно важна. Кубрик старался добиться идеального воплощения своего замысла. И это заслуживает громадного уважения.

Я хочу сказать, что если его показывают по ТВ, нужно напомнить, что Стэнли Кубрик жестко требовал везде, чтобы его фильмы шли только с субтитрами. Во всех договорах Кубрик как продюсер (а теперь и его наследники) требовал этого — во всех странах его фильмы должны показывать только с субтитрами. Когда несколько лет назад показывали ряд его картин на ММКФ, специально сделали русские субтитры — и никак иначе нельзя было провести ретроспективу. Кубрик считал, что дубляж искажает авторский текст. Поэтому на нашем телевидении его фильмы должны показывать только с субтитрами. Посмотрим, кстати.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

2 часа назад

«Команда 29» сообщила о блокировке сайта Роскомнадзором

Подписывайтесь!

Slide 1 of 5

выпуск

№ 77 от 16 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 77 от 16 июля 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

384649

2.
Комментарий

Александр Ширвиндт: «Чиновники подтираются этими воззваниями». ВИДЕО Знаменитый актер — о позиции Министерства культуры в скандале с увольнением директора музея имени Бахрушина

views

211758

3.
Репортажи

Дочь самурая — человек-проблема Что стоит за увольнением директора передовой нижегородской школы Елены Моисеевой, которая делала учебу процессом вне политики. Репортаж Ильи Азара

views

168619

4.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

158881

5.
Исследование

Преступления против истории Как в России устанавливается монополия на «правильное» прошлое

views

118091

6.
Интервью

Принуждение к счастью Психотерапевт Андрей Курпатов — о стремительной инфантилизации, цифровом аутизме, информационной псевдодебильности и потере идентификации современного человека

views

110757

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera