Новая и неожиданная волна борьбы с советскими символами прокатилась по территории бывшего Советского Союза. Причем одновременно по совершенно разным «частям» постсоветского пространства, существующим в разных политических измерениях.
Литва, принявшая закон, запрещающий использование нацистской и советской символики, стала неотъемлемой частью Запада, а точнее НАТО и Евросоюза. Украина, где за аналогичное решение ратуют некоторые политики из блока президента Ющенко, сложным и извилистым путем тоже пытается двигаться в западном направлении. А вот Россия, где Русская православная церковь недавно призвала освободить Кремль от коммунистических символов, снова увлечена поисками собственного «русского пути».
Ясно, что в каждой из столь разных стран были свои политические причины возобновления войны с коммунистической символикой. В Литве это связано с резкой активизацией консервативных сил, которая, как и в других странах Восточной Европы обусловлена тем, что новая европейская реальность оказалась не такой благостной, как ожидалось перед вступлением в Евросоюз. Отсюда — очевидные разочарования и, что часто бывает в подобных ситуациях, попытка найти причины сегодняшних неудач в недостаточной изжитости прошлого.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На Украине другая ситуация. Там команда президента Ющенко прочно связала свое политическое выживание с НАТО. А продвижение к этой цели, против которой по-прежнему выступает больше половины населения страны, требует окончательного расставания с советским прошлым, его демифологизации.
В России предложение РПЦ, на первый взгляд, кажется, не соответствующим «духу момента». Ведь выборов или каких-то иных общенациональных политических кампаний на горизонте не предвидится, массовых призывов к выносу тела Ленина из Мавзолея тоже вроде не слышно. Вполне возможно, что после лишения сана ультраконсерватора, бывшего епископа Чукотского Диомида, иерархи решили сделать шаг навстречу обиженным консервативным кругам в РПЦ. Но вне зависимости от тонкостей внутрицерковной политики инициатива церкви довольно точно легла в идеологический мейнстрим, который на протяжении нескольких последних лет настойчиво создает государственная пропагандистская машина. Если говорить коротко, то это державность, государственничество, но без коммунистической составляющей. И даже облики советских вождей, прежде всего Сталина, в этом контексте старательно освобождаются, отскабливаются от красного цвета. Дескать, любим и уважаем мы их за то, что державу великую созидали. Поэтому обращение РПЦ к российской власти — это еще и сигнал коммунистам. Ваша монополия на державность, которую вы прочно удерживали в 90-е, закончилась. Отныне коммунистическая идеология — отдельно, держава с национальными традициями — отдельно.
Странно только, что все эти национальные проявления борьбы с символами прошедшей эпохи срезонировали практически одновременно.
Видимо, это происходит потому, что все три страны, вышедшие из общего государства, вступают в новые периода строительства своей государственности. Одни пытаются адаптировать ее к реалиям Европейского союза. Другие мучительно стремятся выбрать, какой политический порядок им все-таки ближе — «западного» или «восточного» типа. Третьи, после неудачных попыток создания демократической государственности и нежелания возвращаться в советское прошлое, хотят смастерить что-то новое, на собственной основе.
Интересно, что окажется за этим ниспровержением: диктат новых мифов или свободное пространство для поисков новых идей?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68