НовостиПолитика

Андрей Ерофеев: «Мое увольнение – финальный аккорд цензуры в современном искусстве»

Сегодня стало известно, что организатор скандальных выставок, в том числе выставки «Запретное искусство», Андрей Ерофеев уволен из Третьяковской галереи.«Меня уволили вчера по статье 81 Трудового Кодекса, - рассказал в интервью «Новой...

www.mnogoportret.ru

Сегодня стало известно, что организатор скандальных выставок, в том числе выставки «Запретное искусство», Андрей Ерофеев уволен из Третьяковской галереи.

«Меня уволили вчера по статье 81 Трудового Кодекса, - рассказал в интервью «Новой газете» уже бывший заведующий Отделом новейших течений Третьяковки. Мне инкриминировали какие–то надуманные преступления. Вот сейчас наш директор (Валентин Родионовприм. ред. ) сказал, что наш отдел якобы потерял картину. А это была не картина, а маленькая графика, которая была у нас в научно-вспомогательном фонде. И вот, мы как раз закончили всю проверку в Музее, полностью отчитались, провели инвентаризацию. Как только мы с коллекцией разобрались, меня уволили».

Директор Третьяковской галереи Валентин Родионов заявил, что считает увольнение Ерофеева «совершенно справедливым». «У него за 5 лет работы 5 выговоров, это уникально, - сказал Родионов в эфире «Эха Москвы». - Он не раз обвинялся в нарушении порядка хранения произведений Третьяковской галереи».

Родионов сегодня также заявил, что и сам Отдел Третьяковской галереи, который возглавлял Андрей Ерофеев, будет расформирован. По словам директора Третьяковки, главной причиной такого решения является то, что отдел «не справляется со своими обязанностями». «В Третьяковской галерее есть отделы, которые с успехом могут выполнять эти функции», - заявил Родионов. Он, однако, не исключил возможности, что отдел все же будет существовать, но уже под новым руководством.

По словам Родионова, о произведениях современного искусства можно не беспокоиться: «Мы пополняли коллекцию и до Ерофеева, за последние 20 лет ее размер вырос вдвое, составив 77 тысяч произведений».

«Вся история Третьяковской галереи – это выход к современному искусству и откат от него обратно, - сказал в интервью «Новой» Андрей Ерофеев. - Она началась как частное собрание актуального искусства, и в течение 70 лет, до начала сталинских, 30-х годов, продолжала это направление. И концом этого периода стало расформирование, то есть ликвидация Отдела новейших течений. После этого советского официоза, когда Третьяковке «свернули шею» и «поменяли мозги», вместо искусствоведов к управлению Музеем пришли бюрократы. А если кто из людей искусства и остался, то - в подчиненном, приниженном положении. Не было никакого коллекционирования и свободного научного творчества (я говорю сейчас о новейшем искусстве, а не про иконы или классику). Я считаю, что после 70 лет такого официозного административного управления, только десять лет было «наших». А эти десять лет - попытки «вернуться» в русло актуальной русской культуры, когда мы учредили Отдел, собрали коллекцию, сделали постоянную экспозицию, устраивали клубы современного искусства. Наш отдел – это не только самая большая в России коллекция современного искусства, которую мы принесли в Третьяковку, это еще и разные формы деятельности, связанные с молодыми художниками. И вот теперь это все рухнуло под натиском консервативной, в кавычках, реакции. Понимаете, когда музеем руководит управленец, бывший заместитель министра, причем не профильного министерства (Родионов – бывший замминистра по строительству - прим. авт. ), не искусствовед, то, конечно, он не защищает искусство, прежде всего, а слушается тех команд, которые летят к нему сверху.

Причем все десять лет существования Отдела этих команд не было, а тут вдруг наверху решили, что современное искусство – это позор России, как сказал Соколов (нынешний министр культурыприм. авт. ), и министерство сразу инициировало цензурный запрет. Но все это не вдруг было, а шаг за шагом: так, вначале запретили выставки, потом запретили лекции и клубы. Последним, финальным аккордом этого было мое увольнение и расформирование отдела, о котором сегодня заявил директор Музея. И, надо сказать, последняя, самая страшная ситуация – это частичное уничтожение коллекции, которую мы собрали. Уничтожение, потому что многие вещи находятся под угрозой потери для Музея и общества, потому что художник дарит свои произведения Музею не сразу, а дает, так сказать, во временное пользование. Так вот, многие художники мне уже звонят и просят вернуть свои произведения назад. В таком «подвешенном» состоянии у нас сейчас находятся три тысячи произведений! А собирать произведения искусства – это очень сложный процесс. И такое поведение Третьяковки очень безответственно по отношению к русской культуре, это произвол администрации, которая игнорирует подлинные, профессиональные интересы музейного сообщества.

Почему расформирование отдела произошло именно сейчас? Потому что дух времени до культурных учреждений доходит не так быстро, как до политики или экономики. И вот настрой путинской эпохи, как ни странно, дополз до институтов культуры у нас только сейчас, в момент, когда эта эпоха уже закончилась. Это, знаете, как распространение дыма во время пожара. Дым до нас дошел и накрыл нас с колпаком. Какое-то время он продержится, а потом, наверное, уйдет. Я убежден, что в принципе это заблуждение и Третьяковка выйдет из этого состояния борьбы с современным искусством, но потеря здесь будет существенная – для меня это потеря части коллекции».

Ерофеев - организатор нескольких скандальных выставок. За последнюю выставку, прошедшую в Музее и общественном центре имени Сахарова, против него и директора центра Юрия Самодурова было даже возбуждено уголовное дело по статье о разжигании ненависти и вражды. Ерофееву и Самодурову по предъявленной статье грозит до двух лет лишения свободы. Сейчас они отпущены под подписку о невыезде.

Жалобу в прокуратуру подавали члены радикальной православной организации «Народный собор».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow