СюжетыКультура

Мастер-класс. Такеши Китано

Этот материал вышел в номере № 44 от 23 Июня 2008 г.
Читать
О пути в кино В детстве к кино даже не было интереса. Очень хотел работать в компании «Тойота», заниматься дизайном автомашин. Но не смог доучиться в институте, должен был уйти, точнее, помогли уйти. Был вынужден выступать в качестве...

О пути в кино

В детстве к кино даже не было интереса. Очень хотел работать в компании «Тойота», заниматься дизайном автомашин. Но не смог доучиться в институте, должен был уйти, точнее, помогли уйти. Был вынужден выступать в качестве комика. Возможность проявить себя в режиссуре - следствие обстоятельств. Дальше все стало на рельсы, возникло увлечение телевидением.

О связи со своими кинообразами

Нельзя сказать, что каждый персонаж, которого играю – это я. Когда вхожу в образ, происходят определенные искажения. Вычислить, где часть самого меня – невозможно. Тут много фантазии, наслоений.

Сейчас в стадии монтажа третья лента трилогии – «Ахиллес и черепаха» ( первые фильмы – «Такешиз» и «Банзай-режиссер»). «Такешиз» – история актера-неудачника. В «Банзай-режиссер» - переживания режиссера, отражение его авторской позиции. «Ахиллес и черепаха» о художнике, знающем, что таланта нет, но продолжающем творить. Здесь будет окончательный ответ, которого нет в двух первых фильмах.

О профессии режиссуры

Ели есть интересные темы, буду продолжать работать. Если считаю фильм неудачным, то в следующей работе стараюсь устранить недочеты. Когда мой фильм выходит на экраны, я всегда разочарован, и начинаю снимать новый фильм. То есть это постоянная неудовлетворенность. В России я получил признание, но в Японии еще нет должной оценки. Меня даже стыдятся, так что нет предела совершенству.

Об истоках творчества и учителях

Не могу выделить режиссера, которого люблю больше всех. У разных мастеров мне нравятся разные работы. Не признаю творчество кого-либо в полном объеме. К примеру, люблю отдельные фильмы Дэвида Линча, но не все творчество в целом. Не могу назвать кого-то учителем в полном смысле слова. Исключение – Акира Куросава, которого очень люблю. Но это не учитель в техническом плане, он бережно ко мне относился. Я бы назвал его духовным наставником.

О кинообразовании

Чтобы стать режиссером, любые средства хороши. Если есть возможность (в том числе деньги), можно начинать сразу снимать. Главное задуматься: зачем вы хотите стать режиссером? Я преподаю в Государственном университете Японии (факультет кинематографии). Но мало чему могу обучить, и аудитория – малообучаемая. Когда же работаю над фильмом, меня терзают сомнения в каждом эпизоде. Во мне нет самоуверенности.

О монтаже

Это один из самых важных этапов. Если сравнивать с автопромышленностью, то отснятый материал – груда запчастей. Нельзя что-либо забыть, упустить - машина не поедет без руля или другой детали. На этом этапе чувствую себя властелином. Могу преобразовывать снятые сцены.

О вере в Бога

Верю, когда мне плохо, когда хорошо, утрачиваю чувство веры.

О работе с актерами

У таких мастеров, как Куросава, Осима – свой стиль работы с актерами. Они могли позволить себе съемку, где актеры полностью импровизировали. Я так не могу. Если мне не нравится работа актера, вырезаю ее из окончательного варианта. Или прошу оператора «отвернуть» камеру. Я вижу, насколько выкладывается актер. Но у каждого свой диапазон.

О возможности работы в России

Вполне готов снять что-нибудь, если будет интересный сценарий.

Об отношении к анимации, в частности, к культуре аниме

Есть поклонники этого искусства. Есть люди, которые его не понимают. Я не увлекаюсь анимацией, но не считаю ее недостойной внимания.

О кино как идеологии

С одной стороны, кинематограф – искусство, с другой – коммерческое предприятие, так как существует в мире капитализма. Если кино будет навязывать идеи, то мы вернемся к фашизму.

О работе с продюсером

Продюсер оберегает меня от невзгод. От меня получает множество хлопот. Потакая мне, часто идет на уступки. Если возникают противоречия, я делаю по-своему. Все оттого, что я никудышный режиссер.

О принадлежности к культуре: западной или восточной

Япония – страна древнейшей и богатейшей культуры, но, к сожалению, сейчас культура приходит в упадок, надо ее поддерживать.

О сочетании жестокости с юмором

В комическом всегда есть трагическое. В трагическом – комическое. В акте насилия можно усмотреть что-то забавное, посмотреть на это как-нибудь по-другому. От насилия сейчас не уйдешь, но можно попробовать его смягчать…

О постоянной команде

Когда я работаю, у меня есть своя съемочная группа. Мы сняли вместе 14 фильмов. Они понимают меня с полуслова.

О случае и случайности в жизни и в работе

У людей все по-разному складывается. Кто-то медленно идет к цели, кому-то периодически подворачивается хорошая возможность. Но не стоит рассчитывать на случай.

Об аудитории фильмов Китано

Я снимаю для благодарных зрителей, которые после просмотра скажут: «Как было интересно!».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow