Интернет продолжает возмущаться по поводу Единого государственного экзамена. Скандалы, связанные с самим экзаменом и апелляционными комиссиями, сменило недоумение по поводу полученных баллов. Никто не понимает, каким образом одни цифры превращаются в другие. В прошлом году мы уже писали об этом, когда выяснили, что баллы ЕГЭ пересчитываются даже не дважды, а четырежды. Первый раз — при обработке, второй — при выставлении итоговой цифры, третий — при переводе результатов ЕГЭ в пятибалльную шкалу аттестата, а в четвертый — при поступлении в вузы, которые сами переводят баллы в оценки.
Практика всех этих трансформаций была столь запутана, что ни родители с высшим математическим образованием, ни сами выпускники-абитуриенты не могли в итоге понять, почему их 60 баллов усыхали по дороге до 48, потом превращались в «отлично» в аттестате, а затем — в тройку по милости приемной комиссии.
Нам казалось, что в этом году история с подсчетом баллов должна была бы стать более прозрачной. Оказалось, все стало только запутаннее.
В чем же дело? Корреспонденту «Новой» поясняет Всеволод Овчинников , руководитель отдела шкалирования и статистики Федерального центра тестирования.
— Всеволод Валентинович, почему баллы ЕГЭ претерпевают такие превращения? Первичные баллы, которые складываются из оценок каждого задания по 60-балльной шкале, переводятся в тестовые баллы 100-балльной шкалы, потом — в пятибалльную систему, а потом еще и каждый вуз выстраивает свою шкалу — где 10-, где 20-балльную — у них полная свобода.
— 60-балльная шкала переводится в 100-балльную для того, чтобы тест можно было использовать в качестве точного измерительного инструмента для оценки уровня подготовки выпускника. Если два участника ЕГЭ разных лет получают 42 первичных балла, то совсем не обязательно, что знания их равны: один выполнил больше легких заданий, другой — задания потруднее. Каждый балл — ступенька, но высота у ступенек разная — один одолел 42 ступеньки, но поднялся на 1000 метров, а другой — столько же, но стал выше на 1200.
Или другой пример. Покупаем яблоки, в одной кучке 15 штук и в другой — тоже. Но в одной яблоки мелкие и сморщенные, а в другой каждое потянет чуть не на полкило. Поэтому мы и пользуемся объективным измерителем — килограммами.
А перевод из 100-балльной шкалы в 5-балльную связан с традицией. Вопрос же о том, вправе ли каждый вуз выстраивает свою шкалу, наверное, нужно адресовать Совету ректоров и Рособрнадзору.
— А нельзя ли сразу за каждое задание давать столько баллов, на сколько оно тянет?
— Этой цены задания нельзя узнать заранее. Конечно, эксперты могут проделать огромную работу и оценить каждый вопрос, но это будет их субъективное мнение. Объективная оценка трудности каждого задания может быть выведена только когда получено большое число ответов: тогда будет видно, как дети в массе справляются с тем или иным вопросом. Большой массив обрабатывает компьютерная программа, и тогда уровень подготовленности каждого выпускника оценивается в логитах, и каждый вопрос КИМов (собственно тестов. — Л. Р. ) тоже получает оценку трудности. Этих оценок выпускник не видит, потому что оценка в логитах с помощью линейного преобразования превращается в тестовый балл 100-балльной шкалы. Это и есть тот результат, который выпускник увидит в свидетельстве о сдаче ЕГЭ.
— А нельзя без всего этого?
— Можно, но тогда у нас с равными баллами окажутся те, кто поднялся на 1000 м, и те, кто на 1200. Первичные баллы — это пересчет ступенек, тестовые говорят о высоте, на которую мы забрались. Достоинство первичных баллов одно — это всем понятный результат. Но такие оценки, как и отметки на традиционных экзаменах, не сравнимы: пятерка в одной школе не равна пятерке в другой. Достоинство же тестовых баллов — гораздо более высокая объективность. Мы стремимся сделать тест таким же измерительным инструментом, как линейка или весы.
— Используется ли эта система в других странах?
— Эта система оценки тестов была придумана не нами, еще в 60-х годах прошлого века ее разработал датский математик Г. Раш специально для оценки уровня подготовки школьников, с тех пор она совершенствовалась. Многие тесты, которые разрабатываются сейчас, это используют. В Голландии аналог нашего ЕГЭ обрабатывается по сходной системе.
Итак, перед вами формула разрешения ваших проблем, с помощью которой можно узнать, что же все-таки заработано на экзамене: это формула перевода шкалы логитов (см. выше) в шкалу тестовых баллов.
Наверное, это не формула смешная, а мы с нашим непониманием смешны для специалистов, предлагающих верить им на слово в таком щепетильном вопросе, как сдача экзаменов, сопряженном, кстати, напрямую и с армейскими перспективами.
Специалисты объясняют, что формулу пришлось доработать, поскольку жизненно необходимо построить единую шкалу для разных лет. Это из-за того, что результаты ЕГЭ действительны теперь два года — их можно использовать и в будущем абитуриентском сезоне, а тем, кто отслужит в армии, — и через два года.
Остается внести лишь рационализаторское предложение: давайте обяжем преподавателей высшей математики технических вузов проводить в одиннадцатом классе специальный открытый урок (для родителей тоже), на котором и разъяснять общую схему выставления тестового балла и систему шкалирования. В подробности можно не углубляться, потому что, если честно, чтобы разбираться в этом профессионально, нужно знать теорию вероятности и некоторые разделы математической статистики.
Справка «Новой»
При тестировании по иностранным языкам все эти подсчеты не проводятся. В свидетельство о сдаче ЕГЭ выставляются первичные баллы. Это связано с тем, что на этих экзаменах большая часть заданий — аудирование, письменная работа — оценивается экспертами, а не компьютером.
P.S. О том, как с тестовыми баллами поступают в вузах, мы расскажем после 25 июня, когда пройдет Совет ректоров.