СюжетыОбщество

Марина Ладынина.

Героическая и трагическая

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 20.06.2008 №22-23
Читать
24 июня исполняется 100 лет со дня рождения советской актрисы Марины Ладыниной. Об этой великой женщине вспоминают киноведы Евгений Марголит и Вячеслав Шмыров. Евгений Марголит: — Марина Ладынина никогда не входила в число моих любимых...

24 июня исполняется 100 лет со дня рождения советской актрисы Марины Ладыниной. Об этой великой женщине вспоминают киноведы Евгений Марголит и Вячеслав Шмыров.

Евгений Марголит:

— Марина Ладынина никогда не входила в число моих любимых актрис, пока я не увидел ее в начале 90-х годов на показе совершенно блестящего и совершенно забытого фильма, точнее, фильма, который рекомендовано было забыть: «Любимая девушка» Ивана Пырьева. Во-первых, сначала я увидел не глубокую старуху, а просто очень пожилую, очень красивую, элегантную женщину. Очень себя державшую, женщину с чувством собственного не просто женского, но огромного человеческого достоинства. Что это такое, я особенно понял, когда она начала говорить. Вот тут я понял — какой трагический персонаж нашего кино Марина Ладынина. Трагический, и если угодно — героический. Мне это стало особенно ясно, когда я прочитал ее переписку с Пырьевым в «Киноведческих записках», а до этого еще и оттого, что услышал от нее самой в начале 90-х годов: «Вы думаете, мы не понимали, что происходит? Я начинала учительницей в сибирской деревне, и все это разворачивалось на моих глазах. Но ничего другого мы не могли в этом положении, чем дарить утешение своему народу. И это то, чем мы занимались, и это то, что нас спасало». Вот это потрясающе точно! Изложение совершенно замечательной, точной позиции, которую я на самом деле ни у кого не слышал. А дальше, из переписки… ее отношение к своим вынужденным ролям. Потом только я узнал, что когда Пырьев звал Ладынину замуж, одним из убедительных доводов было предложение сыграть в давно задуманной им экранизации «Идиота» Достоевского роль Настасьи Филипповны. Он действительно был на грани осуществления этого замысла. Но после войны в 45-м году ему не позволили. А когда он все-таки поставил «Идиота», Марина Ладынина не могла быть Настасьей Филипповной никак.

А вообще судьба Ладыниной в этот момент поворачивалась совершенно страшно. Это история своей среди чужих и чужой среди своих. Это какая-то Орлова навыворот. Ладынина была восходящей «звездой» МХАТа, ее Станиславский с Немировичем-Данченко заметили и оценили. Но тут у нее начался роман с итальянским инженером. С иностранцем в середине 30-х годов. Эти романы тогда кончались совершенно жуткими вещами, в лучшем случае кто-то из партнеров погибал. Исчезал, скажем так. Или, что было еще тривиальней и страшнее, советский партнер становился осведомителем органов. И Ладынина отказалась. И единственное, что мог сделать театр, — ей помочь. Ее игра в этих советских картинах ею воспринималась как единственная уступка этой системе. Она одна из очень немногих актрис-«звезд», которая никогда не брала на себя роль общественных деятельниц. Они же все были депутаты, выступали с высоких трибун, как и их персонажи, от Орловой до Марецкой, да все, кроме Раневской. Ладынина подчеркнуто чуждалась этой общественной жизни. Известна знаменитая история, когда безумец режиссер Донской на собрании, посвященном разоблачению космополитов, кричал Юткевичу: «Отдай доктора!», то есть докторское звание, когда тот был обвинен. Ладынина Донскому отказала от дома за этот поступок, хотя они с Пырьевым дружили.

Вот этот четкий, яркий ум, абсолютно не женский, ясность ситуации выводили Ладынину «за круг». Особенно после того, как Пырьев перестал ее снимать. Это человек, который всегда чуждался интриг и бабства. Круг ее был очень узкий, а одна из ближайших любимых подруг ее Любовь Стенич-Большинцова, человек из круга Ахматовой.

Вячеслав Шмыров:

— Общеизвестно, что Марина Алексеевна Ладынина была одной из главных положительных героинь своего времени. Но мало кто знает, что в ее биографии была одна отрицательная роль. В 1936 году, когда еще Марина Алексеевна не снялась в главных пырьевских картинах, она снялась в фильме Константина Исаева и Мирона Билинского «Застава у Чертова брода». Это был приключенческий фильм, но с таким шпионским оттенком. Действие происходило на советско-польской границе. Фильм был закончен в ноябре 1935 года, но до мая 36-го года его никто не принимал, пока не было принято решение о конкретных переделках и досъемках. Однако в докладе директора комитета на совещании по выполнению планов художественных фильмов в Комитете по делам искусств, в конце августа 36-го года, сообщалось: «Застава у Чертова брода», очевидно, на экран не выйдет. Она находится все время в стадии переработки, и переделать ее, очевидно, не удастся. В смете переделка фильма стоила бы 100 тысяч рублей, а это большой риск, картина и так уже стоит свыше миллиона рублей». Документов, формулирующих официальную причину закрытия фильма, разыскать не удалось. По свидетельству актрисы Ладыниной, фильм обвинили в идеологических искажениях, которые усматриваются в том, что начальника советской погранзаставы соблазняет молодая очаровательная женщина, которую сама Ладынина и играла. То есть мало того, что она по сюжету фильма советская учительница, она еще и воспользовалась тем, что ею увлекся начальник погранзаставы, и занималась шпионской деятельностью. Оператор фильма Кулиш вспоминал, что картину демонстрировали во время войны в Ташкенте, куда эвакуировали Одесскую киностудию. Главного диверсанта играл Юрий Лавров, отец Кирилла Лаврова. А учительница Варенька, шпионка — Марина Ладынина. Еще одна из причин запрета картины могла быть в том, что начальника погранзаставы, которого соблазняет учительница-шпионка, играл Иван Коваль-Самборский, очень известный актер немого кино, который в 37-м году был репрессирован. И думаю, что поэтому после 37-го года ни о каком выходе картины не могло быть и речи.

«Сказание о земле Сибирской». Мелодрама.23 июня в 19.55 на канале «Культура»

«Свинарка и пастух». Мелодрама.24 июня в 19.55 на канале «Культура»

«Трактористы». Мелодрама.25 июня в 19.50 на канале «Культура»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow