Недавно партия «Справедливая Россия» решила изъять из своей символики красный цвет, чтобы ее никто не смог спутать с символикой коммунистической. Что же «Справедливая Россия» предлагает взамен? По ее же словам — «бежево-желто-золотистую гамму». Эта (пока умозрительная) композиция и заставила меня взяться за критическое перо.
Прежде всего, что такое беж? Или правильнее — цвет беж. В обиходе, говоря «беж», мы имеем в виду любую коричневато-желтоватую краску, в разную силу разбавленную белилами. Темный цвет беж, светлый цвет беж. В зависимости от того, какие именно коричневые и желтые краски смешались, получается беж разного цветового звучания: с уклоном в «кофе с молоком», в «крем-брюле с вишней» или в «топленое молоко с чаем». Бежевыми бывают радиаторы парового отопления, обои, туфли, свитера, мебель и апельсины в песне Л. Филатова («цвета беж»), но никогда, даже частично — флаги. По причине неопределенности этого цвета, ударяющего иной раз в сероватость, и его невыразительности — с точки зрения вексиллологии, науки о флагах.
Неуместно выглядит и само слово «бежевый» в серьезных партийных документах. Так же как и его бежевые разновидности: «палевый», «нанкиновый» или «фильдеперсовый» (в смысле телесный).
Теперь о желтом цвете и золоте. Известно, что КПРФ, чтобы дистанцироваться от КПСС, однажды заменила на своем флаге золотые серп и молот на белые (вариант: красные). По понятной причине: орудия труда беднейших слоев населения неэтично изображать золотыми. (Другое дело — черными от гнева, как у нацболов. Но о запрещенном — ни слова.)
В связи со сказанным возникает законный вопрос: «Уместно ли золото в партийной символике простых тружеников (ведь именно их интересы представляет партия «Справедливая Россия», в отличие от «Единой России» — партии «работодателей»)?». Получается так, что символика жирующих начальников выглядит значительно скромнее, чем склонная к роскошеству золотистая символика работяг.
Напомню также, что в подавляющем большинстве золотой цвет на гербах и флагах имитируется желтым цветом. За отсутствием золотой краски или фольги. Как же практически изобразить золото, если желтый цвет уже на флаге задействован? Можно — оранжевым, можно — лимонным. Можно — еще чем-то. Конечно, возникающая таким образом цветовая анархия разрушит первоначальный, строго обусловленный замысел. А вдруг кому-нибудь придет в голову заменить золото красным цветом, коммунистическим? Не берусь сказать, как еще рискует измениться желто-золотая гамма в условиях кустарных репродукций, неизбежных на наших просторах.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Добавим к этой желто-золотой неразберихе еще и одиозную бежь (если это она — то с мягким знаком, как рожь, плешь), которая на практике, скорее всего, будет исполняться любой коричневой краской, какая окажется под рукой, вплоть до сурика железного.
Подробнее о коричневом цвете. Коричневый цвет в государственной символике появляется редко. Ну, может быть, на флаге Шри-Ланки или на стволе ливанского кедра, или на оперении американского орлана. Какое-то время был коричневым и медведь «Единой России». Но в качестве символа такой медведь очень скоро сделался уязвимым к паразитическим ассоциациям. Его недоброжелатели злословили: «Медведь, окрашенный в цвет медвежьей болезни».
Эмблему усовершенствовали. Теперь медведь стал белым. Ну, что же, белый — тоже наш медведь, крайне северный. Но судя по пропорциям и некоторым другим особенностям внешнего вида нового медведя, в нем все-таки угадывается прежний, бурый (по породе) медведь, только обесцвеченный. Почему? Условная графика отвечает: «Потому что настоящий медведь и не бурый, и не белый, но принципиальный!».
В том-то и заключается основное достоинство условной графики —минимальными средствами отображать нужную информацию. Только сейчас стало понятным, что она некогда тайным образом указывала на будущего президента.
К сожалению, в силу одного и того же условно-графического решения партийная символика оказалась в одном ряду с символикой предприятий, торговых фирм и акционерных обществ. И при этом обнаружила с ними некоторые сходства. Например, на флаге у партии «Яблоко» изображается условное яблоко в виде окружности. И у Сбербанка России — тоже вроде бы яблоко. Круг. А КПРФ со своей книгой — ну чем не эмблема издательства вроде «Просвещения»? А что делает принципиальный медведь белого цвета под флагом России? Уж не рекламирует ли он отечественные холодильники? А вдруг — пиво? Или, казалось бы, чего проще — желтые буквы «ЛДПР» на синем фоне. Лаконично — и все! Нет, не все: таковы фирменные цвета универсамов «Седьмой континент» — и, что обиднее всего для жириновцев — Европарламента. Кроме того, в указанном цветовом сочетании просматривается шведский и украинский след.
Не перестаю задаваться вопросом: «А возможен ли истинно живописный подход в сфере политической символики?». Ведь изобразительный минимализм давно уже наскучил и изжил сам себя. Только живопись с ее оттенками, нюансами, валёрами и сфуматто способна избавить политическую символику от неизбежных сочетаний одних и тех же стандартных цветов, схожих предметных символов и одних и тех же геометрических фигур. Представьте, какая радость для взора: вот флаг в колорите Леонардо да Винчи, вот — в колорите Ватто, а вот — Рембрандта. Я допускаю также, что многие произведения великих мастеров и по сюжету могли бы удовлетворить самые разные политические темпераменты: как революционные, так и консервативные, как демократические, так и авторитарные.
Недавно, будучи кандидатом в президенты, Г.А. Зюганов сказал по телевизору, что для России издревле характерна общинность (читай — коммунистичность), а не индивидуализм. В качестве примера он, в частности, припомнил Троицу. Мне тогда показалось, что Зюганов таким образом готовит общественное мнение к очередной смене партийной символики — на «Троицу» Андрея Рублева.
Возможно, когда-нибудь так и произойдет. Но первый шаг на этом «живописном» пути уже сделала «Справедливая Россия». Ибо проект ее символики изъясняется именно в живописных понятиях — о колорите и цветовой гамме. И — о тонкости цветовых соотношений внутри этой гаммы, добавлю я от себя. Все мои сказанные ранее критические слова в адрес новой эмблемы «Справедливой России» следует понимать как дружеское предупреждение о трудностях, возникающих на «живописном» пути. Творческих трудностях, этических и практических. Уверен, что — преодолимых.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68