В условиях, когда институты слабы, а система руководства страной уже давно переведена в режим «ручного управления», кадры, действительно, решают все. А они, эти кадры, — люди известные и, что называется, проверенные.
Новый руководитель АП Сергей Нарышкин, в отличие от своих предшественников, — не политик, а профессиональный чиновник, в разные годы и на различных должностях курировавший важные аспекты внешнеэкономической деятельности и работы высших органов государственной власти. Он слывет сильным аппаратчиком, никак не либералом, к тому же близким к силовикам. В частности, к бывшему шефу кремлевского секретариата Игорю Сечину, а также экс-премьеру и нынешнему директору Службы внешней разведки Михаилу Фрадкову.
Очевидно, что дефицит опыта политической работы у нового главы администрации должен быть как-то компенсирован. Поэтому не случайно на роль его первого заместителя определен «главный политический менеджер России» Владислав Сурков. Он станет замещать своего непосредственного шефа в периоды отсутствия, а также курировать внутреннюю политику — чем, собственно, и занимался на посту обычного зама главы в прежней кремлевской администрации.
В последний год отношения нового президента с Сурковым складывались непросто. И дело не только в разном восприятии идеологемы «суверенной демократии». Дмитрию Медведеву не нравился жесткий конфронтационный стиль Суркова с его тяготением к квазиуличной политике, в которой доминировали «наши», «местные» и прочие прокремлевские молодежные объединения. Команда Суркова неоднократно давала понять, что именно она «делает королей», что также едва ли импонировало Медведеву. Не случайно, что в период «междуцарствия» поговаривали, что Суркову вряд ли найдется место в составе администрации Медведева. Но нашлось, и даже с повышением, может быть, для того, чтобы укрепить новичка Нарышкина на новой для него политической работе.
Другой зам главы — Алексей Громов, новый куратор кремлевской пресс-службы и кремлевского протокола, тоже из старой обоймы — в течение всех 8 лет президентства Путина был его пресс-секретарем. Пресс-секретарь обычно фигура доверенная и просто так от босса к боссу по договоренности не переходит, оставаясь служить тому, кому и раньше служил.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Еще одним замом назначен Александр Беглов, которому поручено курировать президентскую канцелярию и документооборот. Считается, что Беглов близок к одному из наиболее могущественных силовиков — теперь уже бывшему шефу Госнаркоконтроля и нынешнему руководителю Рособоронзаказа Виктору Черкесову, у которого когда-то был первым заместителем в бытность работы того полпредом президента РФ по Северо-Западному федеральному округу.
Черкесова многие рассматривали в качестве одной из возможных опорных фигур в формируемой команде президента Медведева. Но ныне генерал, очевидно, не при той должности, при которой можно оказывать политическое влияние: он торгует оружием. Будет ли Беглов при таких раскладах ориентироваться на некие прежние связи и приоритеты? Вполне вероятно, что предпочтет в рамках нового баланса сил прежде всего четко воспринимать управленческие импульсы оттуда, где на настоящий момент и располагается главный центр принятия решений: из Белого дома. К тому же Беглов — один из немногих чиновников столь высокого ранга — партийный (разумеется, член «Единой России»).
Очевидно, что при таких кадровых рычагах у нового президента немного возможностей для проведения собственной линии.
Впрочем, на следующем, важном уровне кремлевской иерархии — помощников президента, ситуация видится уже более разноцветной. В числе помощников нового главы государства появились фигуры, либо входящие в его ближний круг (новый начальник КРУ Константин Чуйченко), либо связывающие с ним перспективы дальнейшего карьерного роста (пресс-секретарь Наталия Тимакова). Вполне могут вписаться в команду Медведева и старожил кремлевской администрации Сергей Приходько, сохранивший за собой пост помощника президента по международной политике, и новый помощник по экономике Аркадий Дворкович (впрочем, так же доставшийся в наследство от старого хозяина Кремля). Не исключено, что всем этим фигурам, разместившимся на втором этаже кремлевской иерахической лестницы, оставлено пространство на вырост и со временем они смогут заменить на высших постах своих именитых коллег.И в этом, похоже, и состоит одна из неформальных договоренностей между нынешним президентом и бывшим. Смысл ее в том, что у Медведева остается не только поле для маневра, но и перспективные возможности формирования в полном смысле этого слова собственной команды.
Однако даже после этих назначений картина до конца остается неопределенной. Так, пока неизвестна дальнейшая должностная судьба могущественного помощника президента Путина по кадрам Виктора Иванова. А если он уйдет, кто займет кабинет Иванова в Кремле?
Не менее существенным будет и давно ожидавшееся решение о воссоздании управления по региональной политике. И если оно все-таки будет создано, кто его возглавит — «человек Суркова» или для баланса на это место поставят выдвиженца какой-то иной группы? Но даже когда все вакансии будут заполнены, вопросы все равно останутся. Ведь при нашей слабости институтов только сама жизнь может показать реальный вес и влияние того или иного чиновника или их группировок.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68