СюжетыОбщество

Вспомним построчно

Этот материал вышел в номере Cпецвыпуск «Правда ГУЛАГа» от 08.05.2008 №4 (4)
Читать
Борис Слуцкий (1919—1986) Тридцатки Вся армия Андерса — с семьями,с женами и с детьми,сомненьями и опасеньямигонимая, как плетьми,грузилась в Красноводскена старенькие суда,и шла эта перевозка,печальная, как беда. Лились людские...

Борис Слуцкий (1919—1986)

Тридцатки

Вся армия Андерса — с семьями,с женами и с детьми,сомненьями и опасеньямигонимая, как плетьми,грузилась в Красноводскена старенькие суда,и шла эта перевозка,печальная, как беда.

Лились людские потоки,стремясь излиться скорей.Шли избранные потомкиих выборных королейи шляхтичей, что на сеймена компромиссы не шли,а также бедные семьи, несчастные семьи шли.

Желая вовеки большене видеть нашей земли,прекрасные жены Польшис детьми прелестными шли.Пленительные полячки!В совсем недавние дникак поварихи и прачкииспользовались они.

Скорее, скорее, скорее!Как пену, несла рекаеврея-брадобрея,буржуя и кулака,а все гудки с пароходовне прекращали гул,чтоб каждый из пешеходовскорее к мосткам шагнул.

Поевши холодной каши,болея тихонько душой,молча смотрели нашина этот исход чужой, и было жалко поляков,детей особенно жаль,но жребий неодинаков,не высказана печаль.Мне видится и сегоднято, что я видел вчера: вот восходят на сходнихудые офицера,выхватывают из карманатридцатки и тут же рвут,и розовыеза кормамитридцаткиплывут, плывут.

О, мне не сказали больше,сказать бы могла едавсе три раздела Польши,восстания польских два.чем в радужных волнах мазутатридцаток рваных клочки,покуда, раздета, разутаи поправляя очки,и кутаясь во рванину,и женщин пуская вперед,шла польская лавинана английский пароход.

Анатолий Жигулин, 1930—2000Анатолий Владимирович Жигулин родился в Воронеже, но раннее его детство прошло в селе Подгорном на юге Воронежской области, где отец его, Владимир Федорович Жигулин, работал начальником почты.

В 1937 году семья переехала на родину матери, Евгении Митрофановны Раевской — правнучки декабриста Владимира Федоровича Раевского, — в город Воронеж.

В 1949 году стихи школьника, а затем студента Воронежского лесохозяйственного института Анатолия Жигулина появились в воронежской периодике.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В том же году молодой поэт был репрессирован как «враг народа» за вызов режиму. Еще в школе он с несколькими товарищами создал подпольную антисталинскую организацию — КПМ (Коммунистическая партия молодежи). Цель ее — демократизация страны, коммунистическая справедливость для всех, достойная жизнь для народа. В случае необходимости — отстранение от власти Сталина и его окружения.

После тяжелого пыточного следствия во внутренней тюрьме Воронежского управления МГБ Жигулин вместе с товарищами (24 человека) был осужден Особым совещанием при МГБ СССР на десять лет особых лагерей. Его личное дело предполагало высшую меру: летом 1949 года он расстрелял из нагана портрет Сталина, что было расценено как террор (статья 58-8). К счастью, на короткое время смертная казнь в СССР была отменена — и отправился Жигулин как «террорист, склонный к побегу», по лагерям ГУЛАГа — от Сибири до урановой Колымы…

Полностью реабилитирован в 1956 году. Окончил Воронежский лесотехнический (1960), Высшие литературные курсы (1965). Первая книжка стихов «Огни моего города» вышла в Воронеже в 1959 году.

Ирина Жигулина

Бурундук

Раз под осень в глухой долине,Где шумит Колыма-река,На склоненной к воде лесинеМы поймали бурундука.

По откосу скрепер проехалИ валежник ковшом растряс,И рассыпались вниз орехи,Те, что на зиму он запас.

А зверек заметался, бедный,По коряжинам у реки.Видно, думал:«Убьют, наверно,Эти грубые мужики».

«Чем зимой-то будешь кормиться?Ишь ты,Рыжий какой шустряк!..» — Кто-то взял зверька в рукавицуИ под вечер принес в барак.

Тосковал он сперва немножко,По родимой тайге тужил.Мы прозвали зверька Тимошкой,Так в бараке у нас и жил.

А нарядчик, чудак-детина,Хохотал, увидав зверька:«Надо номер ему на спину.Он ведь тоже у нас — зэка!..»

Каждый сытым давненько не был,Но до самых теплых деньковМы кормили Тимошу хлебомИз казенных своих пайков.

А весной, повздыхав о доле,На делянке под птичий щелкОтпустили зверька на волю.В этом мы понимали толк.1963

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow