СюжетыОбщество

Борис Аверин. «Мистика любви»

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 11.04.2008 №14
Читать
На канале «Культура» появилась новая программа филолога и писателя Бориса Аверина. О том, что это за проект, нам рассказал автор: — Под мистикой всегда понимается что-то необъяснимое, нерациональное. Всегда, когда пытаются дать объяснение...

На канале «Культура» появилась новая программа филолога и писателя Бориса Аверина. О том, что это за проект, нам рассказал автор:

— Под мистикой всегда понимается что-то необъяснимое, нерациональное. Всегда, когда пытаются дать объяснение названию, всегда его делают плоским и скучным. Само слово «мистика» в последнее время стало очень популярным. Это связано с какими-то ведьмами, пришельцами из космоса и так далее. На самом деле мистика — это очень просто, это измененное состояние сознания. Мистические эпизоды, случаи, происшествия, сюжеты многократно запечатлены в мемуарной, документальной и художественной литературе. Я беру только документы, меня не интересуют сны, сказания, вурдалаки и все, что связано с низшим демонологическим миром, ведьмы, например, или лешие (которые, кстати, и симпатичные бывают). Я взял совершенно простые сюжеты. Первый — Жуковский. Он — один из глубочайших мистиков, который очень рано понял, что для мистики нет языка, и поэтому сформулировал свой тезис так: «Невыразимое подвластно ль выраженью?». Вот это то самое, что не передается на языке логики или плохо передается, потому что у нас в сознании существует какая-то внутренняя цензура. А «мистика» в переводе значит — таинственное, имеющее отношение к тайне человеческого бытия. Вот Жуковский, один из великих мистиков, описал вот эти самые события мистические, которые с ним происходили, в своей поэзии, в своей прозе и в своих критических статьях. Мы просто это не умеем читать.

Интересно проследить мистические начала на тех людях, которые никогда об этом не задумывались и под словом «мистика» понимали, что это какая-то ерунда. Поэтому сюжет о Толстом связан с тем, как мистически воспринимала мир его невеста, Софья Андреевна Толстая, после того как он сделал ей предложение. Это вторая серия — любовные взаимоотношения, ранние, периода сватовства и женитьбы Толстого и Софьи Андреевны.

Третья и четвертая серии посвящены началу двадцатого века. Жуковский вдруг снова стал одной из центральных фигур. Когда Блока спрашивают, какой для него самый главный поэт, он называет не Пушкина, не Лермонтова, не Тютчева, а называет Жуковского. Именно к началу века публикуются почти полностью дневники Жуковского, когда становится ясен его внутренний мир. Блок читает дневники Жуковского и пишет стихотворение «Предчувствую тебя…». Вот самая истинная мистическая любовь, она всегда связана с предчувствием такой любви, со знанием об этой любви задолго до того, как она произойдет.

В основу следующей серии берется мистический роман Андрея Белого и Маргариты Кирилловны Морозовой, знаменитой купчихи, крупнейшей культурной деятельницы. Это мистический роман в письмах, там поразительные тексты и поразительные события.

А четвертая серия посвящена любовному треугольнику — Брюсов, Андрей Белый и Нина Петровская. Нина Петровская, как и полагается девушке в юном возрасте, ищет учителя. Она находит Андрея Белого, который рассказывает ей о сути мистического восприятия мира, и она в него влюбляется и почитает его пророком. Но пророком Андрей Белый быть не хотел. Это роль, которая неприятна и не нужна никому из нормальных людей, а такой сильной ответной любви у него не было. Тем не менее эта мистическая любовь для Андрея Белого как-то случайно перешла в обычную. Поэтому Андрей Белый бежал от Нины Петровской. Она невероятно страдала от этого разрыва и тут встретилась с Брюсовым, который писал роман и для романа ему нужна была героиня, ему нужен был прототип. Ему были очень интересны эти любовные переживания Нины Петровской, сама эта личность, все, что она говорила, он записывал, превращал в роман, а потом случилось то, что должно было случиться, — он влюбился. Нина Петровская, которая любила Андрея Белого, влюбилась и в Брюсова. И все эти события воплотились в романе под названием «Огненный ангел». Таким образом, у нас в сериале — дневники, письма и автобиографический роман. И никакой другой мистики, кроме документированной.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow