СюжетыПолитика

Свести концы

Этот материал вышел в номере № 21 от 27 Марта 2008 г.
Читать
Российское правительство решило наконец взяться за проблему дороговизны авиабилетов в районы Сибири и Дальнего Востока. Приняты соответствующие решения, найдены средства на дотирование перелетов и развитие транспортной инфраструктуры этих...

Российское правительство решило наконец взяться за проблему дороговизны авиабилетов в районы Сибири и Дальнего Востока. Приняты соответствующие решения, найдены средства на дотирование перелетов и развитие транспортной инфраструктуры этих регионов.

Спору нет, решение правильное и давно назревшее. Ведь у страны, где граждане ее восточных окраин в массе своей не имеют средств, чтобы побывать в центральных районах, рано или поздно могут возникнуть проблемы с сохранением территориальной целостности. Впрочем, скептики отмечают, что, несмотря на позитивный характер предлагаемых правительством мер, ситуация с закреплением населения на Дальнем Востоке и Восточной Сибири не улучшится и даже наоборот — cущественно подешевевшие билеты могут усилить отток населения в Европейскую Россию.

Трудно сказать, насколько убедительны подобные оценки, но на определенные размышления они наводят. Одними лишь федеральными вливаниями в экономику региона, которые в последнее время растут, да удешевлением билетов сокращение населения на востоке страны не остановить.

Конечно, многие проблемы региона накапливались столетиями. С момента присоединения к России он был военным форпостом страны на тихоокеанских рубежах, а еще являлся кладовой полезных ископаемых и биоресурсов для промышленности и потребителей в европейской части страны. И было бы наивно ожидать, что все эти проблемы можно решить одним махом и в кратчайшие сроки. Но все же…

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Когда экономика региона монополизирована и ключевые отрасли находятся под контролем нескольких федеральных и местных групп интересов, которых нынешняя ситуация, позволяющая извлекать огромные прибыли, вполне устраивает, нет запроса на созидание новой реальности. Рабочие места в прибыльных отраслях давно разобраны, лишние руки там не нужны. Тем же, кто оказался за пределами «экономики процветания», деваться некуда, да и рассчитывать не на что. Вот и эмигрируют туда, куда получится, включая Китай. Так что, если действительно у федеральной власти есть реальное желание изменить ситуацию на востоке страны, то начинать нужно с создания иного социально-экономического климата. Освободить местную экономику от диктата монополистов, создать условия для развития мелкого и среднего бизнеса, подумать, как способствовать расчистке каналов вертикальной мобильности.

Ясно, что тем, у кого и сейчас все хорошо, подобные меры не понравятся, а значит, они будут сопротивляться. И поэтому от федеральной власти, если она решит преобразовать край, потребуются не только профессиональные экономические решения, но и, что еще важнее, политическая воля, чтобы их провести в жизнь.

Однако разве перечисленные проблемы имеют только дальневосточную или восточносибирскую природу? Ведь и монополизм, и давление государства на автономных от него экономических субъектов, и остановка социальных лифтов — все это хорошо известные общенациональные проблемы, для решения которых одних лишь правительственных постановлений будет недостаточно. А потребуется твердое стремление преодолеть сопротивление групп, заинтересованных в сохранении такой социально-экономической системы, при которой у одних — все, поскольку они сидят на нужных точках и в нужных отраслях, а у других — ничего.

Российская модернизация, о которой снова стало модно говорить в связи со скорым началом нового президентства, не может быть сугубо технократической задачей. Это проблема политическая — создания широкой социальной коалиции сил, реально заинтересованных в ее осуществлении. Без такой коалиции все опять ограничится разговорами да принятием многочисленных «стратегических» концепций.

И еще. В отличие от Китая с его экспериментальными экономическими зонами, в которых создается образцовый капитализм, в России такого не получится. Наивно полагать, что можно, например, построить витрину новой российской экономики где-то на краю страны, которая ознаменовала бы твердое намерение России достойно экономически интегрироваться в Тихоокеанский регион. Наивно, если полагать, что в центре при этом останется все, как есть, — с монополизмом, с чиновничьим прессом на экономику, с хорошим образованием только для «топ-классов». В этом случае все сведется к очередной масштабной PR-кампании да к не менее масштабному распылению бюджетных средств в неизвестном направлении.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow