СюжетыЭкономика

Руслан Гринберг: Не нужно никаких реформ

Директор Института экономики РАН — о политической конкуренции, социальных ожиданиях и разновидностях антисоциального капитализма

Этот материал вышел в номере № 16 от 6 Марта 2008 г.
Читать
В прошлом номере «Новая» уже рассказывала о том, что одним из самых заметных политических событий последней предвыборной недели стала презентация экономического доклада, подготовленного коллективом авторов Российской академии наук под...

В прошлом номере «Новая» уже рассказывала о том, что одним из самых заметных политических событий последней предвыборной недели стала презентация экономического доклада, подготовленного коллективом авторов Российской академии наук под руководством директора Института экономики РАН, члена-корреспондента Руслана Гринберга. Ученые поставили под сомнение экономическую политику, которая проводилась в течение последних восьми лет. Примитивизация российской экономики не только не преодолена, она с каждым годом усиливается, что ведет к постоянному ухудшению состояния социальной сферы. Авторы доклада призывают руководство страны отказаться от фетишизации экономического роста и сосредоточиться на гуманитарных аспектах развития. О том, возможен ли такой социальный поворот и чего вообще можно ожидать от обновленного руководства страны, рассказывает Руслан Гринберг.

Ваше выступление уже наделало шума, и не только потому, что в нем дана развернутая критика экономических итогов правления Путина, но и потому, что оно содержит выводы и рекомендации, которые существенно разнятся с тем, что обещает в предвыборных выступлениях Медведев. А на чью реакцию вы рассчитывали, кому, собственно, был адресован доклад?

— Насколько мне известно, Дмитрий Медведев в курсе дела, доклад есть в его распоряжении. Но суть не в этом. Многие представители научного сообщества, мои коллеги, считают главным в своей работе доводить до лиц, принимающих решения, наши мысли по поводу того, что нужно делать. Я полагаю, что это иллюзия. Есть разные ученые, разные коллективы, разные точки зрения на одни и те же проблемы. И почему Медведев или Путин должны прислушиваться именно к нашим советам, а не принять, скажем, концепцию Гайдара, Чубайса или Аузана?

Это рынок, конкуренция идей.

— Борьба за благосклонность первого лица — это не конкуренция идей. Конкурировать должны политические силы, партии со своими программами, включающими, помимо прочего, и представления о социально-экономическом развитии. Делать выбор между партиями должны граждане, которым необязательно разбираться в политике и в экономике. Просто если они, к примеру, оказали доверие либералам, а те не оправдали их надежд — инфляция высокая, пенсионная система не работает и так далее — то на следующих выборах граждане голосуют уже за другую партию, к примеру, социал-демократическую. Она приходит к власти и проводит политику, опираясь на мнение экономистов, разделяющих социально-демократические взгляды, — я, кстати, себя отношу именно к ним.

Это самое надежное средство коррекции экономической политики, и, как правило, оно положительно влияет на социально-экономическую ситуацию. К примеру, в странах Восточной Европы, где после распада социалистического лагеря была создана реально функционирующая состязательная политическая система, не произошло ничего похожего на наш кризис 1998 года.

Судя по тому, как проходила последняя президентская кампания, у нас политическая конкуренция отсутствует как таковая?

— Это так. Лично мне симпатичен Дмитрий Медведев, но отсутствие реальной соревновательности на выборах оставляет неприятный осадок, чувство того, что вас используют. И для страны это, безусловно, плохо — ей не нужен просвещенный диктатор, на которого должны ориентироваться все, в том числе научное сообщество. Не очень хочется свой доклад отдавать дочери жены тестя шофера президента, надеясь, что через нее бумага попадет на стол главы государства, а тот прочитает, просветлеет и начнет все делать как по-писаному.

В девяностых политическая конкуренция существовала. Но была ли тогда серьезная политическая сила, предлагавшая альтернативную концепцию социально-экономического развития?

— К началу девяностых научное сообщество, к сожалению, не выработало рационально-прагматической концепции минимально болезненных преобразований. Да и общество, по правде говоря, не нуждалось в таковой. И интеллигенцией, и народными массами овладела, как теперь выясняется, ложная установка на радикальный либерализм «без берегов». Но, когда вы слишком быстро поднимаетесь от рабства к свободе, вы заболеваете кессонной болезнью и дуреете. Народ поверил в то, что достаточно «прогнать коммуняк», и все наладится само собой. Именно эта идея легла в основу экономической политики Ельцина и его команды младореформаторов. Они решили, что, в отличие от социализма, который нужно строить, капитализм нужно просто разрешить, после чего рынок будто бы сам приведет нас на «солнечную сторону улицы». В итоге началась настоящая анархия, в которой, естественно, победил сильнейший, то есть олигархический капитализм. Теперь ему на смену пришел капитализм номенклатурный. Но тот и другой носят явно антисоциальный характер: две трети наших людей по-прежнему своими силами борются за выживание. А остальная треть — зажиточные, богатые и супербогатые — скорее подданные, а не граждане.

А как же любовь россиян к «сильной руке», их жажда патерналистского государства?

— Востребованность «сильной руки» как реакция на беспорядок 90-х действительно есть, а вот о патернализме говорят только те, кто под эту риторику получил доступ к государственным средствам. Народ давно уже ни на кого не надеется и ничего ни от кого не ждет. А больше всего его раздражают слова «реформа», «демократия» и «свобода». Это, на мой взгляд, самое огорчительное поражение постсоветского общества. Сегодня оно, хоть мне и не нравится этот термин, «атомизировано». Человек уходит в частную жизнь и надеется только на то, что конкретно ему повезет. Я знаю многих молодых, образованных, богатых бизнесменов. Они готовы коллективно поехать в Марсель поболеть за «Спартак» или коллективно отправиться на сафари в Африку, но при этом их политическое, гражданское самосознание, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

То есть Медведеву, чтобы отвечать социальным ожиданиям, нужно отказаться от идеи проведения реформ?

— Какие еще реформы? Все знают, что нужны независимые суды, что нужно сократить бюрократический аппарат. Это все правильные и очевидные вещи, но не более того. Надеяться на то, что люди, которые сейчас будто бы лежат на печи, после нескольких дополнительных болезненных реформ встанут и начнут творить чудеса — это бред.

Мы уже двадцать лет проводим глубокие преобразования и при этом говорим, что никак не можем начать непопулярные.

В чем тогда должна состоять экономическая политика государства?

— В нашем докладе мы попытались обосновать тезис о том, что необходимо проводить стратегическое планирование, при этом обязательно сохраняя те демократические свободы, которые дал нам Горбачев. Сохранение и развитие демократических институтов вовсе не отрицает мобилизующей роли, которую государство должно сыграть в инновационном обновлении отечественной экономики.

Наше государство может мобилизовать общество в конструктивных целях, а не только для борьбы с внешними и внутренними врагами?

— Может, если под этой конструктивной целью понимать прекращение процессов деинтеллектуализации и духовной деградации. Восстановлением образования, здравоохранения, науки и культуры должно заниматься именно государство — так происходит во всем мире. Нужно тратить на это большие деньги и не бояться того, что их разворуют. Не все у нас — воры. Есть множество молодых талантливых людей, готовых работать на свою страну. Они же пока просто не чувствуют себя востребованными.

То есть вы предлагаете инвестировать нефтедоллары в человеческий капитал?

— Конечно. В отличие от коллег — «провинциальных» либералов, я считаю, что это не проклятие, а благодать. Если ситуацию не переломить в нынешние «тучные» годы, то в «тощие» это тем более не получится.

Между тем в трехлетнем бюджете расходы именно на образование, здравоохранение, науку и культуру растут самыми медленными темпами, а Медведев и Путин уже высказались за то, чтобы уменьшить налоговое бремя, что, опять же, не будет способствовать наполняемости бюджета.

— Сокращение государственных расходов и уменьшение налоговой нагрузки на бизнес я считаю в настоящее время необоснованным. Все, кто хочет чего-то добиться в бизнесе, это сейчас делают, вне зависимости от того, составляет ли ставка 30 или 50 процентов.

Если не сокращать налоги, то как еще государство может помогать малому и среднему бизнесу?

— В Израиле существует инвестиционный фонд. Он работает, как Голливуд — дает деньги всем, при этом четко осознавая, что 97% инвестиций окажутся пустыми, при этом 3% дадут многократную отдачу, превышающую необязательные на первый взгляд расходы. Это ставка на творческий потенциал. Она рискованна, но очень эффективна.

Кстати, о предвыборных обещаниях. Изначально Медведев раскручивался как социальный вице-премьер, но в рамках официальной кампании он сместил акценты в сторону макроэкономики — вспомнить хотя бы его «четыре И»: инновации, инвестиции, инфраструктура, институты. Почему?

— Это естественно. Почему, к примеру, он отказался от участия в дебатах? Там ведь нужно анализировать сложные проблемы, отвечать на упреки. Лучше говорить то, что красиво и современно звучит и при этом не затрагивает жизнь людей напрямую. У нас ведь 17 лет проводится одна и та же экономическая политика. Она, на мой взгляд, неудовлетворительна, и слава богу, что нас пока выручают несметные природные богатства. Но именно эта политика привела отечественный человеческий капитал в такое состояние, что стало очень трудно решать созидательные задачи. Поэтому вместо постановки конкретных целей Медведев ограничивался риторикой. Впрочем, наступило время переходить от слов к делу.

Но и риторика была бы полезна, например, если кандидат хотя бы пообещал вместо удвоения ВВП вдвое сократить разрыв между самыми бедными и самыми богатыми, который сегодня выражается недопустимой цифрой 16.

— Повторюсь, для Медведева чем меньше конкретики, тем лучше. А «четыре И» — это блестяще. С точки зрения пиара.

Хорошо, выборы уже закончились. Вступив в должность, Медведев постарается сделать что-либо для приоритетного развития социальной сферы, или теперь этим должен будет заниматься Путин как премьер-министр?

— Характер их будущего взаимодействия — самая большая загадка. Вряд ли Путин настолько наивен, полагая, будто сможет контролировать с поста премьера первое лицо государства. В истории прецедентов не было, кроме крайних случаев, когда один из соправителей был слабоумным, малолетним и так далее. Медведев обязательно на определенном этапе задумается: «А кто я такой? Что я делаю? Встречаюсь с королями и вручаю верительные грамоты?». В этой ситуации созидательные задачи не главное — надо будет с реальной конфигурацией власти разбираться. Не только им двоим, но и всему их окружению. А это очень непросто.

P.S. Во вторник премьер Виктор Зубков и министр экономического развития Эльвира Набиуллина в Академии народного хозяйства встретились с представителями научного сообщества. Директор Института мировой экономики и международных отношений Александр Дынкин, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов и другие эксперты предложили свои варианты стратегии развития страны до 2020 года. Правда, идея отказаться от фетишизирования роста ВВП и сосредоточиться на социальных аспектах не нашла понимания ни у Зубкова, ни у Набиуллиной. Видимо, концепция развития, которую правительство по поручению Путина должно подготовить к маю, будет изолированно вызревать в кабинете министров.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow