Доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде и фрагменты выступлений на ХХII съезде КПСС мы выпускаем ровно к «55-ой годовщине со дня смерти И.В. Сталина».
К этому дню, к 5 марта 2008 года около 40 процентов россиян считают Сталина успешным правителем России.
В одном из учебных пособий, рекомендованных учителям, он назван «эффективным менеджером». О массовых репрессиях предложено думать, как о необходимых шагах по реформированию элиты…
Именно поэтому акционеры «Новой газеты» Михаил Горбачев и Александр Лебедев, руководители «Мемориала» Арсений Рогинский и Александр Даниэль, фонд «Династия» Дмитрия Зимина, члены Наблюдательного совета «Новой газеты» предлагают обсудить создание в нашей стране общенационального мемориала жертвам репрессий и исследовательский центр государственного террора.
Ваши идеи, предложения о сотрудничестве, свидетельства присылайте по адресу [email protected]. В теме укажите: Мемориал. Адрес для писем: 101990, Москва, Потаповский пер., д. 3, «Новая газета» (пометка «Мемориал»).
«Не сделанное нами не сделает уже никто»
Редакция «Новой газеты»Москва, март 2008
Послесловие
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Текст закрытого доклада Никиты Хрущева, опубликованный по решению ЦК КПСС в 1989 г. в мартовском номере своего официального журнала, можно назвать «постканоническим».
Дело в том, что по сложившейся в КПСС традиции доклады первого секретаря ЦК на съездах и пленумах не стенографируются. Главным образом по той причине, что эти тексты заранее обсуждаются и утверждаются на Политбюро. Проект данного доклада был подготовлен 18 февраля 1956 г. партийными идеологами Поспеловым и Аристовым в рамках специально для этого созданной партийной комиссии. Однако Хрущев до последнего момента вносил в него свои поправки. И в итоге, 25 февраля произнес текст, который в каких-то местах не соответствовал ранее утвержденному.
По свидетельствам делегатов ХХ съезда Хрущев при чтении доклада то и дело отрывался от бумаг, комментировал только что прочитанное своими словами, импровизировал.
Михаил Соломенцев, член Политбюро последних благополучных для КПСС 80-х годов; в 1956 году второй секретарь Челябинского обкома КПСС, делегат ХХ съезда: «Он человек импульсивный, я бы назвал его самородком, большим и сильным. Он все время отступал от текста доклада. Причем эти отступления касались каких-то конкретных примеров, фактов которые имели место, они касались личности Сталина. Даже если это делалось другими людьми, все приписывалось Сталину. В том числе и все репрессии. Никита Сергеевич ни слова не сказал в порядке самокритики о том, что и он участвовал в принятии решений…».
В западной историографии «закрытый доклад» Хрущева давно уже получил статус «самой влиятельной речи ХХ столетия».
Сознательный получался отказ партии власти от тактики массовых репрессий. И этот отказ предопределил ход дальнейших исторических событий на ближайшую треть века.
XXII съезд КПСС проходил с 17 по 31 октября 1961 г. Его главными достижениями считаются новые, принятые на съезде, Устав КПСС (ударная часть Устава – «Моральный кодекс строителя коммунизма») и Программу КПСС (наиболее привлекательным пунктом которой, являлось утверждение, что к 1980 году советский народ будет жить при коммунизме).
Однако была еще одна важная составляющая этого форума. В ходе благополучно проходящих словопрений Никита Хрущев, исключительно по личной инициативе форсировал вопрос о культе личности Сталина. Это было второе в постсталинской истории компартии после февраля 1956 года (XX съезда КПСС) прямое обращение ее лидера к рядовым членам по столь неприятному для всех них вопросу. В отчетном докладе Хрущев развивая тему «преодоления последствий культа личности» заявил, что пытавшиеся сместить его с поста первого секретаря в июне 1957 г. Молотов, Каганович, Маленков и Ворошилов «несут персональную ответственность за массовые репрессии».
А через девять дней, в Заключительном слове неожиданно для делегатов обрушился с резкой критикой коммунистических лидеров Албании (которых не было на съезде) за их упорную приверженность «сталинизму». В какой-то момент этой эмоциональной (последней эмоциональной на съездах КПСС!) речи Хрущев вновь вернулся к теме репрессий и выдал ошарашенным делегатам новую порцию фактов о «большом терроре». Результативной частью хрущевского «Заключительного слова» стал санкционированный съездом вынос тела Сталина из Мавзолея 31 октября 1961 г. (в последний день работы съезда) и массовое переименование городов, поселков, колхозов и всего прочего, названного в честь Сталина, уничтожение его памятников и т.п.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68