СюжетыКультура

У нас не царь в голове, а империя

О фильме Карена Шахназарова

Этот материал вышел в номере № 14 от 28 Февраля 2008 г.
Читать
По всему городу висят афиши фильма «Исчезнувшая империя». Но я не про фильм. О нем уже написала Лариса Малюкова. Я об афише. Там посреди афиши парень в белесой рубашке с лошадками. Вся рубашка в табунах этих лошадей. У меня была точно...

По всему городу висят афиши фильма «Исчезнувшая империя». Но я не про фильм. О нем уже написала Лариса Малюкова. Я об афише.

Там посреди афиши парень в белесой рубашке с лошадками. Вся рубашка в табунах этих лошадей. У меня была точно такая же. И это не просто рубашка. Это целая история.

У родителей появилось несколько талонов в валютный магазин «Березка». Был такой отдельный закрытый мир, войти в который могли только особые люди, у которых были специальные талоны, которые они получили в обмен на валюту, которую недотратили в загранкомандиров­ках, в которые их отпускали специальные комиссии, в которых заседали ветераны партии, которые были уже в полном маразме.

Впрочем, стоит ли увязать в бесконечных «которых»? Жившие в те времена и без меня знают, что такое магазин «Березка». А кого тогда еще не было, все равно не поймут. Короче, там продавали на эти самые талоны то, чего больше нигде в СССР достать было невозможно.

Вообще-то дома у нас такими талонами не пахло. Из всей нашей семьи за границей некогда побывал только отец. Но это была Вторая мировая, армия, фронт. Там таких талонов не выдавали.

Они появились у нас случайно. Кто-то из знакомых подарил. У этих талонов, по-моему, срок годности был. Как у колбасы. И он заканчивался. Надо было срочно отоваривать. Семья почему-то одарила талон­ами меня. Наверное, как самого младшего.

Преодолевая оторопь, зачем-то мусоля в руках паспорт, бочком я пробрался сквозь толкавшихся у входа фарцовщиков, предъявил заветные талоны мрачной личности в дверях и вошел в магазин.

Оказалось, моих несчастных талонов практически ни на что не хватает. Только на эту самую рубашку. Румынскую. С табунами лошадей. Цвет был не мой. Лошадки дурацкие. Зато они были повсюду. Видно издалека. Это не просто так. Это не для всех. Это из валютки.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Носил я валютных лошадей по особым случаям. Потом перестал. Не то. Неловко. Не по себе. Да и лошадки дурацкие.

Может, так и исчезают империи? Потому что противно.

Наверное, подумалось, именно об этом и хотят поведать авторы.

В общем, афиша зацепила. В кои-то веки мы с женой выбрались в кино и вначале, конечно, повелись на столь тщательно воссозданный мир нашей молодости, мир семидесятых. Режиссер, оператор, художник нашли цвет, звук, темп, ностальгические детали — мебельные стенки, черные рынки, мини-юбки, «требуйте долива после отстоя», «Гамлет» с Высоцким на «Таганке», лекции по истории партии, бегство со студенческой практики в Гагры…

Однако дотошное вживание в атмосферу брежневской эпохи опасно, ибо заразительно. Советские фильмы того времени привычно припудривали пустоту узнаваемыми подробностями быта, маскировали ими ложь дистиллированной драматургии. Но тогда хотя бы ссылались на цензурные запреты.

А что сейчас заставляет режиссера возвращаться в свою юность и при этом, глядя издалека, из другой эпохи, с дистанции прожитой жизни, так ни на что и не решиться? Ничего не сказать? Может, что-то внутри бередит? Требует не то чтобы оправдания или осуждения, но хотя бы внятного, трезвого осознания?

Впрочем, это не более чем психоаналитические догадки. В фильме обо всем этом — ни слова, ни намека. Да я и не о фильме. Я о том, что никуда империя не делась, никакая она не исчезнувшая. Она не только с нотой постмодернистского абсурда воссоздается вокруг нас, в выступлениях восторженных ткачих и благодарных инвалидов-колясочников, она — и это куда серьезнее — в нас самих, в душевной робости и генетической самоцензуре.

В той самой империи, в те самые 70-е, выходя с приятелями из кинозала после очередной такой милой и вялой полуправды, дабы вернуться в настоящую точку отсчета, в подлинную систему координат, вспоминали мы другие фильмы, твердили другие имена — Вайда, Тарковский… Вот и сейчас, выйдя после сеанса ностальгической физиотерапии, подумал, что практически о той же эпохе, о той же молодежи сегодня в Германии снимают «Красный какаду» и «Жизнь других». В Румынии — «4 месяца, 3 недели и 2 дня». А у нас?

А у нас, как справедливо, хотя и коряво поют в администрации президента, «опять метель, и мается былое в темноте». А пока наше былое в темноте мается, вместе с ним будут маяться наше настоящее и наше будущее. Иного не дано.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow