СюжетыКультура

Невыдуманная история

В Российском Молодежном театре премьера – «Мартин Иден»

Этот материал вышел в номере № 11 от 14 Февраля 2008 г.
Читать
В РАМТе поставили ещё один спектакль, который ломает сценическое пространство и разрывает грань между зрителем и актером – в новой постановке по роману Джека Лондона «Мартин Иден» зрительный зал перенесен на сцену. Для РАМТа этот смелый...

В РАМТе поставили ещё один спектакль, который ломает сценическое пространство и разрывает грань между зрителем и актером – в новой постановке по роману Джека Лондона «Мартин Иден» зрительный зал перенесен на сцену.

Для РАМТа этот смелый шаг уже не первый: и на «Вишневом саде», и на «А зори здесь тихие…», и на «Лоренцаччо» зрители сидят на сцене. Но каждый раз эта неожиданная близость с артистами в новинку - слишком уж резок переход от сценических персонажей к простым людям, тем, что сидят на своих местах в полутемном зале.

Автобиографический роман Лондона рассказывает историю восхождения писателя, трагедию очередного выскочки из низов, который, в отличие от Жюльена Сореля, добивается своего и проникает в заповедный мир денег, влияния и власти. Неуклюжий матрос, влюбившись в девушку из высшего общества, занимается самообразованием и решает стать писателем, чтобы «все увидели мир его глазами, почувствовали его сердцем».

Режиссер спектакля Андрей Васильев (он же автор инсценировки) представил рамтовскую «молодую гвардию». Главные роли получили актеры, до этого игравшие эпизодических персонажей, - Роман Степенский (Мартин Иден), Евгения Белобородова (Руфь) и Александр Деватьяров (брат Руфи). Среди них особенно хорош Деватьяров, его герой вышел дьявольски привлекательным и столь же дьявольски правдивым. В кульминационном монологе брат Руфи говорит о бесполезности образования, о ненужных знаниях, которыми забивают головы детям богачей. Монолог венчается фразой: «Если вы начнете изучать латынь, я вас перестану уважать». Эта сцена не только раскрывает образ героя с иной стороны, но и обретает новую трактовку в сегодняшнем мире, когда сам факт образованности становится таким же капиталом, как и туго набитый кошелек, и при случае его можно выгодно конвертировать в другую валюту.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Степенский в роли Мартина Идена искренен и эмоционален, хотя Мартин-матрос и Мартин-гуляка удаются ему куда лучше, чем Мартин-знаменитый писатель. Мартин-матрос задорен, упрям, влюблен, а Мартин-писатель горд, непреклонен и злопамятен. Вместе с денежным достатком и признанием к нему приходит разочарованность в людях, любви и дружбе. Какая-то важная сердечная струна ломается в писателе, когда он в изнеможении печатает строки и уже не думает ни о еде, ни о деньгах, ни о себе. Такие моменты не могут впоследствии компенсировать даже все чеки за гонорары вместе взятые. Чтобы в очередной раз напомнить зрителям о бренности всего земного, мешок с этими чеками летит им прямо в лицо – мол, подавитесь своей наживой, а нам оставьте творчество и вдохновение.

Героиня с библейским именем, сыгранная Белобородовой, обладает ангельским голоском, но никак не ангельским терпением. На свою беду она отвергла неизвестного писателя незадолго до того, как он прославился. Попытка загладить свою вину вышла неудачной и унизительной – для женщины высшего общества особенно. Когда Мартин Иден впервые пришел в дом к Руфи, он скользил по начищенному до блеска полу и падал, смешно растопырив руки. В финале пришла очередь Руфи растянуться на скользком полу. Мартин простил Руфь, но не простил её любовь – она оказалась вовсе не библейским идеалом, который все терпит и ничего не требует. Руфь требовала – известности, денег, «маленького домика», тогда как Мартин стремился стать творцом. Молодой актрисе Евгении Белобородовой вполне удалось воплотить то неземное создание, каким она предстает в воображении влюбленного матроса Идена, но гораздо лучше она выглядит в роли умоляющей отвергнутой женщины. Тогда она будто и вправду любит.

Главное достоинство спектакля – сценическое решение пространства. В центре сцены расположен сияющий квадрат - площадка, которая чуть возвышается над полом. Вокруг неё с трех сторон размещаются зрительские места, причем первые ряды остаются свободными: туда периодически садятся актеры. Такое размещение заведомо разрушает барьер между артистами и зрителями, вовлекая последних в действие. Замечателен и квадрат, который играет роль окна в другой, якобы лучший мир. На этом полу скользит Мартин Иден, там он встречает Руфь и там же прогоняет бывшую возлюбленную прочь. Но квадрат этот перевертыш, в один из моментов он поднимается вверх, и мы видим его оборотную сторону – старые доски, сколоченные кое-как.

Эта декорация рисует чудесную сценку из прошлого Идена – он, играя в футбол со своим другом Джимми Масляной Рожей, рассказывает об их бесконечных драках, преданной дружбе, повязанной на крови. Но квадрат вновь неумолимо опускается, и старые воспоминания Идена словно покрываются внешним лоском.

Большое внимание в сценографии уделено книгам, они же играют большую роль в жизни Мартина. В доме Руфи возникает книжный шкаф, откуда Иден берет книги Шекспира, Герберта Спенсера, учится грамматике по одному из учебников. Решив стать писателем, он наступает на книги ногами и перебирается по ним вперед, но не попирает ногами литературные святыни, а опирается на них, надеясь на помощь. В финале же он бросает под ноги свою только что напечатанную книгу и проклинает её, как символ успеха, который для него лично не состоялся.

«Историю успеха» (таков подзаголовок спектакля) РАМТ рассказывает печально и безнадежно. В финале Мартин, вступая в полосу света, поднимается по ступенькам вверх, а затем резко падает вниз, в зрительный зал. Он растворяется в небытие, исчезает в числе других людей, теряет свое лицо. Но в этот момент исчезает Мартин-матрос, Мартин-гуляка, Мартин-влюбленный. А зрителям остается Мартин-писатель, которого сам Иден презрительно обозвал призраком.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow