СюжетыКультура

«Старикам здесь не место»

Новый фильм братьев Коэнов

Этот материал вышел в номере № 11 от 14 Февраля 2008 г.
Читать
Жанр фильма, снятого по одноименному роману Кормака Маккарти, получившего пулитцеровскую премию, определить трудно. Кто-то говорит про современный вестерн, кто-то про триллер, кто-то про драму. Скорее всего, как и бывает в хорошем кино,...

Жанр фильма, снятого по одноименному роману Кормака Маккарти, получившего пулитцеровскую премию, определить трудно. Кто-то говорит про современный вестерн, кто-то про триллер, кто-то про драму. Скорее всего, как и бывает в хорошем кино, это синтез разных жанров, поэтому в фильме много выстрелов, тревожного преследования (банальной погони на двух автомобилях здесь нет), жестокости, крови, философских монологов, личных драм. Нет только одного – сочувствия. Ни к героям, ни к зрителю. Собственно откуда ему взяться, если даже название картины холодно констатирует факт: старикам, то есть тем, кто не может бороться, здесь не место.

Сюжет фильма закручен вокруг истории с двумя миллионами долларов, найденными в черном чемоданчике. Кто-то подумает - «повезло», но только не главный герой фильма (Джош Бролин), на которого начинает охотиться сумасшедший и хладнокровный убийца – владелец денег (Хавьер Бардем). Третье интересное действующее лицо – пожилой шериф (Томми Ли Джонс) – тот самый «старик», о котором и говорится в названии. Он не успевает за бешеным ритмом жизни, и всё больше ударяется в пафос критики той жестокости, которую ему приходится наблюдать.

Людей в фильме убивают чуть ли не каждые 10 минут. Ни одной счастливой случайности. На всех печать рока – даже когда отрицательный герой в конце фильма попадает в автокатастрофу, он не погибает, как того требовала бы мораль и общепринятый штамп, а уходит вдаль со сломанной и перебинтованной рукой. Мало того, ему даже хотели помочь прохожие, бесплатно (sic! если я правильно поняла братьев Коэнов, невиданная редкость в Америке!), в то время как главному положительному герою ничего подобного не предлагали.

Кстати, с квалификацией героев все обстоит просто. Техасский работяга–сварщик - знак «плюс». Убийца, его преследователь, – «минус». Лишь в самом конце фильма зрительское мнение может пошатнуться, ведь, в конце концов, деньги положительный герой не отдал ни на спасение страны, ни на отмщение злодеям, ни на помощь всем бедным и обездоленным.

Главная проблема всех действующих лиц картины – их принципы. «Я сделаю всё сам», - вот главный лозунг героя, который приводит к трагическому финалу. Он – сумасшедший, и каждый раз убивая, следует каким-то, ему одному понятным, принципам, возведенным в догму. Его образ – лишь гиперболизация обычных людей, в которых сидит та же мания, возводить свои принципы в догму.

Выйдя из кинотеатра, после просмотра картины знаменитых братьев зритель нет-нет, да и отшатнется от просто стоящего на углу человека.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow