СюжетыПолитика

Масон с мегафоном

История ДПР и Андрея Богданова, рассказанная их попутчиками

Этот материал вышел в номере № 05 от 24 Января 2008 г.
Читать
В победу Андрея Богданова на президентском турнире 2 марта не верит почти никто, кроме Александра Проханова. Раздраженный отказом своего кумира Владимира Путина баллотироваться на третий срок, главред газеты «Завтра» в еженедельном...

В победу Андрея Богданова на президентском турнире 2 марта не верит почти никто, кроме Александра Проханова. Раздраженный отказом своего кумира Владимира Путина баллотироваться на третий срок, главред газеты «Завтра» в еженедельном радиошоу на «Эхе Москвы» принялся пророчить преемнику… поражение: «А вдруг его обыграют? Я смотрю на Богданова — эти пылающие глаза, умное лицо, волевая лексика, эти кудри, которые делают его похожим на Александра Македонского. Вдруг он станет победителем и возглавит Россию?». После выборов в Госдуму у экспертов «Новой» один вопрос к прокремлевски настроенному лидеру ДПР, замахнувшемуся на президентское кресло: не стыдно ли получать при вскрытии урн меньше голосов, чем было подано при сборе подписей? Впрочем, спасители страны от масонского заговора могут потирать руки: 38-летний «Великий мастер Великой ложи России» после 2 марта уже не будет претендовать на трон. Безо всяких там ударов табакеркой в висок — нравы за два века после убийства в Михайловском замке магистра Мальтийского ордена императора Павла I при отечественном дворе несколько смягчились.

Личная партия

Признаюсь, что на последних думских выборах 2 декабря 2007 года едва не проголосовал за Демократическую партию России по глубоко личным мотивам. Во-первых, в тот единственный раз, когда ДПР во главе с Травкиным преодолела пятипроцентный барьер, за нее опустила свой бюллетень и моя покойница-мама, которой не было суждено дожить до следующего голосования по спискам. Во-вторых, сам тогда служил в губернской газете, чьим соучредителем был предприниматель-строитель, руководивший местной конторой партии у Николая Ильича, а юность всегда с теплотой вспоминается. В-третьих же, и наконец, в-главных, кроме дэпээровца Андрея Богданова, никто не говорил прямым текстом, что место России — в ЕС. Возразить против европейского будущего Родины было нечего. Дебаты по ТВ, однако, показали, что ДПР в нынешней редакции промышляет спойлерством к остальным либеральным партиям, а пародийный ролик на Союз правых сил в их бесплатное время добил окончательно: если уж и отдавать голос за успех нашего безнадежного дела, то помогать надо тонущему кораблю, а не пиратам.

В общем, горькая история разочарования. А было ли чем очаровываться? Знаете, было: именно ДПР была второй после КПСС действительно массовой (с численностью за миллион) партией, причем демократической по идеологии. И… единственной, кто публично выступил против роспуска СССР по Беловежским соглашениям Бориса Ельцина, Леонида Кравчука и Станислава Шушкевича. На Манежную площадь в Москве, в лучшие дни начала 90-х вмещавшую по нескольку сот тысяч человек, вышла просто многотысячная толпа сторонников сохранения союзного государства, заслуги по организации которой теперь приписывает себе лично кандидат в президенты РФ Богданов. «Новая» тем временем нашла человека, которому Травкин поручал организовать тот митинг, и человек этот с большим трудом вспомнил роль нынешнего Андрея Владимировича в декабре 1991-го. «Может, мегафон принес? — задался вопросом экс-глава исполкома ДПР Валерий Хомяков и заметил: — Ему двадцати тогда, наверное, еще не было. Сбор сил объявил сам Николай Ильич по собственной инициативе. Травкин даже на встречу с лидерами партий в Кремль не пошёл». Той героической Демократической партии России, конечно, давно нет и в помине.

Отвинчивающиеся головы

«Партией Травкина» ДПР была дольше (четыре года), чем парламентской (два года, первый созыв). Но уход Николая Ильича из руководителей думской фракции в главы администрации Шаховского района Московской области оказался фатальным — и для самого Героя Социалистического Труда (перевыборы он проиграл в 1996-м уже как кандидат от НДР Виктора Черномырдина, потеряв свой бренд безвозвратно), и для бывших товарищей (без харизматического вождя они разбрелись по углам). Три сценария участия в кампании раскололи делегатов осиротевшей партии: «Конгресс русских общин» подобрал исполняющего обязанности главы фракции Сергея Глазьева и депутатов; «Блок Станислава Говорухина» при помощи запрещенного к показу при Борисе Ельцине фильма про «Великую криминальную революцию» увел к себе провинциальный актив; руководители же ДПР в центре, требовавшие сольного выступления на выборах, оказались в абсолютном меньшинстве на съезде — в Думу больше не прошел никто. Напомним, что экономиста Глазьева в 1999-м вернула в большую политику КПРФ, кинорежиссера Говорухина — примаковско-лужковское «Отечество — Вся Россия», а лидер Молодежной организации ДПР Андрей Богданов стал подмастерьем у Глеба Павловского и Алексея Кошмарова, то есть политтехнологом. Пока, будучи исключен из… «Единой России», не вспомнил о завалявшемся партбилете. Номинальным лидером Демократической партии России был Владимир Жидиляев, чью фамилию в политической Москве знали только сугубые специалисты. Рынок не нуждался в ДПР как таковой — она превратилась из политической организации в бизнес-корпорацию, специализирующуюся на сборе подписей в регионах, и там же, на местах, вела «под ключ» кампании для нужных кандидатов-одномандатников со своим финансовым ресурсом. Как ни крути, а структуру строитель-профи Травкин, сделавший себе имя еще при социализме на организации трестов полного цикла, в свое время заложил прочную: через курсы политических технологий, например при Горбачев-фонде, прошли сотни активистов со всей страны, связанные партийной дисциплиной. При должной денежной смазке старые связи мигом оживали. Заказ на новгородского губернатора Михаила Прусака как федерального политика, скажем, был исполнен в сжатые сроки — СПС и «ЯБЛОКО» сразу задергались от появления нового конкурента, их спасло только то, что Кремль передумал и урезал марш. А в 2005-м к телу ДПР решили прикрутить голову экс-премьера Михаила Касьянова.

Пристал как банный лист…

История про то, как глава исполкома ДПР Константин Мерзликин (руководитель в Белом доме секретариата премьера) приготовил шампанское для Касьянова, а выпил его Богданов, — очень поучительная. 17 декабря 2005 года в Москве прошли съезды двух партий с очень американскими названиями — Демократической и Республиканской. На них менялись лидеры. И если в РПРФ все прошло, как договаривались на берегу (то есть в пользу Рыжкова), то в ДПР Андрей Владимирович выиграл вдруг выборы у Михаила Михайловича. Джамбул Абесадзе, возглавлявший тогда ДПР, а теперь НДС на Алтае, не раз рассказывал СМИ, что по дороге в Октябрьский зал Дома союзов, где был назначен съезд, Богданов его перехватил лично и пообещал 5 тысяч долларов в случае голосования против Касьянова. После гневного отказа ставка якобы сразу возросла до 10 тысяч.

Менять уже принятое решение своих товарищей по Барнаулу Абесадзе не стал, тем более что в команде у Михаила Михайловича работал основатель ДПР Николай Травкин. Но самое удивительное ждало делегатов внутри Дома союзов — проголосовать за Богданова их уговаривал… депутат Госдумы Франц Клинцевич из «Единой России». Той самой партии, что, по официальной версии, недавно «исключила» Андрея Владимировича из своих рядов (за попытку демократизации изнутри, гласит богдановский ЖЖ). В Банном переулке, где расположен офис «ЕдРа», разумеется, помнят кудрявого юношу из бывшей молодежной ДПР, но как подмастерье Алексея Кошмарова, ныне Трубецкого, у которого тот подвизался на региональных кампаниях.

Молодежное же крыло ДПР, лидерство в котором числит за собой наш кандидат в президенты-2008, по воспоминаниям старожилов партии, которых в стране великое множество, не имело ни своего юридического лица, ни банковского счета, работало как составная часть вертикально интегрированного треста Николая Травкина. Неписаные правила корпорации «своих не трогать» дали единственный сбой в Красноярске, когда в 1998-м ДПР как партия поддержала на Енисее кандидатуру Александра Лебедя в губернаторы, а Андрей Богданов и его нынешний предисполкома Вячеслав Смирнов организовали марш бомжей «за генерала», вошедший во все отечественные пособия по черному пиару. Дальше были масонство в «Великой ложе России» и обещание принять РФ в Евросоюз. Предвыборный съезд в Брюсселе и голосование на думских выборах по открепительному удостоверению в Париже. До демократии ли теперь и до либеральной оппозиции, если деньги на персональную раскрутку можно взять лишь у аффилированных с Кремлем структур, а профессию менять поздно?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow