СюжетыОбщество

Злопыхатели

Российское правительство все-таки решилось полностью запретить рекламу табака

Этот материал вышел в номере № 02 от 14 Января 2008 г.
Читать
В четверг правительство России поддержало законопроект о полном запрете рекламы табачной продукции. До сих пор была запрещена лишь телевизионная реклама сигарет и сопутствующих товаров, затем запретили рекламу на уличных билбордах и...

В четверг правительство России поддержало законопроект о полном запрете рекламы табачной продукции. До сих пор была запрещена лишь телевизионная реклама сигарет и сопутствующих товаров, затем запретили рекламу на уличных билбордах и растяжках, в интернете, однако в журналах для взрослых подобная реклама допускалась.Впрочем, во всем цивилизованном мире реклама табачных изделий полностью запрещена еще с 2003 года, когда 14 стран подписали Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Сегодня к ней присоединились уже 172 страны, включая Евросоюз полным составом, США, Китай и прочих.Россия оттягивала момент присоединения к конвенции, как только могла. И дело не в том, что руководители страны курят (они-то нет). В первую очередь, дело в том, что крупные компании инвестируют в табачную промышленность внушительные средства. За последние годы производство сигарет только увеличивается, излишки — а это порядка 50 миллиардов сигарет (413 произведенных против 375 миллиардов выкуренных в 2006 году) — как раз и реализовывали при помощи агрессивной рекламы. Есть и экономический аспект — акцизы на табачную продукцию в России до сих пор самые низкие в мире. И цена пачки сигарет в России в несколько раз ниже, чем, скажем, в Европе. И как результат — почетное третье место в Европе по количеству курильщиков в стране (после Албании и Греции).Но среди нератифицировавших конвенцию остались лишь страны третьего мира и Россия. А мировое антитабачное лобби оказалось сильнее российского табачного. К тому же Минздрав опубликовал очередные данные: в 2006 году 400 тысяч человек умерло из-за заболеваний, связанных с курением (еще в стране 2,5 миллиона алкоголиков, но это, видимо, другая история).Присоединение к конвенции осуществляется пошагово — сначала страна-участница должна принять специальные законы и правила. Начиная с предупреждений о вреде курения на пачках сигарет до полного запрета на рекламу табака. Для внедрения устрашающих надписей дается три года, для введения полного запрета — пять.Россия хоть и затягивала, но прилежно исполняла все пункты. Запрещена телереклама табака, увеличены предупреждающие надписи на пачках, запрещено курение на всех авиарейсах. С прошлого года все кафе и рестораны обязаны разделять свои помещения на курящую и некурящую зоны. Осенью российским режиссерам запретили пропагандировать курение в своих кинофильмах. Запрет любой рекламы сигарет, стимулирования продаж и спонсорства позволят России наконец присоединиться к приличной компании. И пойти путем, очень популярным ныне в Европе, — запретить курение вообще.Пока в России решается вечный вопрос: кто должен отойти в сторону — тот, кто курит, или тот, кто не курит, по Европе шагает табачный геноцид. Если вы вдруг курите, то теперь это сугубо ваши проблемы. Со 2 января во Франции запрещено курить везде, кроме специально отведенных для этого площадках на улицах. Владелец кафе, не пожелавший подчиниться и повесивший на дверях своего заведения «Здесь курят», был доставлен в полицейский участок. Все курильщики, находившиеся в кафе, оштрафованы. Строгий запрет с 1 января вступил в силу в Турции — теперь можно забыть об уютных кальянных. Ирландия стала первой страной, запретившей курение во всех общественных местах, транспорте, барах и ресторанах. Это произошло еще в 2004 году. Нельзя курить в кафе и барах стран Балтии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Италии, Мальты. Запрещено курить в большинстве заведений Греции. С 1 июля прошлого года не подымить в барах Англии и Уэльса. Нельзя курить на Востоке — в Иране, Пакистане, а также на Филиппинах и в Непале. По городским правилам нельзя курить в большинстве заведений Нью-Йорка. В Испании, Португалии, Австрии, Чехии и Болгарии еще есть курящие залы, но со следующего года их запретят.Законопроект об ограничении курения в общественных местах готовится и в недрах нашей Госдумы и будет рассмотрен ближе к весне.«Это ожидаемое решение, — рассказал «Новой» генеральный директор ассоциации «Табак-Пром» Вадим Желнин. — Ограничение рекламы табачных изделий — это необходимая мера для подписания конвенции, о ней было известно, и отрасль была подготовлена. Поэтому никаких революций не случится. И меры, которые планирует предпринять правительство, мы находим вполне разумными. Рост акцизов на табачную продукцию, борьба с подростковым курением, ограничение рекламы, увеличение размера предупреждающих надписей — все это вполне логично. К тому же подписание конвенции — это довольно формальный акт, для реализации постановлений выделен срок пять лет — это достаточный временной лаг, чтобы индустрия подготовилась и приняла новые условия без потерь. Это разумный компромисс необходимых мер с учетом экономических реалий.Количество рекламы табачных изделий и так минимально, поэтому нынешний запрет едва ли ударит по табакопроизводителям. Опять же — мы предупреждены. И запрет вводят не в один день, что ударило бы не только по производителям, но в большей степени по потребителям, по их карману, — цены пришлось бы резко поднять. А надо учитывать, что в нашей стране 40 миллионов курильщиков, — и мы должны удовлетворять их потребности.Но мы не согласны с тем, когда табакопроизводителей приравнивают чуть ли не к торговцам наркотиками. Табак — легальная продукция, которая производится для взрослых людей. И мы отрицаем упреки, что маркетинговая политика направлена на вовлечение новых потребителей, молодых. Посмотрите — на каждой пачке обязательно есть предупреждение.Что касается запрета курения в общественных местах, то здесь тоже несколько моментов. Скажем, в Америке раньше можно было курить в кинотеатрах, а в России так никогда не было принято, поэтому и запрещать не надо. Так же как и курение в метро. Я сейчас нахожусь в Чехии, и здесь есть рестораны для курящих и для тех, кто не курит. Во Франции везде запретили курить, но надо еще посмотреть, как будет работать этот запрет, как будет выполняться. Мне кажется, что в общественных местах, где есть некурящие люди, надо, конечно, запрещать курить. Но если там же есть и курящие, то отводить для них отдельное место или помещение. Курильщики — тоже люди, и можно разумно соблюдать права и свободы всех».Комментарий участника рынкаКак рассказал «Новой» на условиях анонимности сотрудник одной из крупных табачных компаний, ограничение не скажется на прибылях табачных компаний. «Люди как курили, так и будут курить. И если рекламы не будет, люди все равно будут знать, что такое сигареты и где их можно купить. Ведь не нуждаются в рекламе хлеб или мука. Это повседневные товары. И сигареты тоже. Метод сарафанного радио работает здесь так же, как и везде. Реклама — это скорее способ борьбы с конкурентами: чтобы пили этот сок, а не тот, курили эти сигареты, а не те. Так же реклама помогает вывести на рынок новый бренд. Но на сегодняшнем сигаретном рынке это и без запретов очень сложно — очень жесткая конкуренция между тремя компаниями, и попасть извне невозможно в принципе.С ограничением курения в стране будет больше здоровых и некурящих людей — это правильно, это хорошо. Но те, кто курит, скорее всего, будут продолжать курить. В то же время государство все время поднимает налоги, поэтому компании вынуждены поднимать цены. Это позволит сократить количество марок — у нас их сейчас под 90, в то время как в Европе — не больше 20 наименований. А с экономической точки зрения компаниям выгодно продать меньше, но дороже, чем больше, но дешевле. Потребление сократится, но также сократятся и объемы производства. А цены вырастут. Так что все останутся при своих».Справка «Новой»С тех пор как в законе о рекламе образца 1998 года были приняты ограничения рекламы табака и алкоголя, эти два вредных вида продукции напрочь исчезли из теле- и радиоэфиров. Тогда табачники вышли на улицы — на наружную рекламу, которая вместе с рекламой в печати становится основной рекламной площадкой.Однако в 2001 году взялись и за них. С первой попытки правительство не приняло поправки: табачное лобби успешно аргументировало тем, что реклама табачных изделий составляет почти пятую часть всей наружной рекламы и двадцатую — печатной (общим объемом около 100 миллионов долларов). Но ограничения были неотвратимы, и единственное, что выиграли табачники, — время. Они добились поэтапного введения запретов, что позволило перераспределить рекламные бюджеты и не понести колоссальных потерь. И с прошлого года сигареты навсегда исчезли с улиц городов.У табакопроизводителей осталось три маркетинговых направления — реклама в СМИ, BTL-акции и спонсорство. Однако по новому постановлению правительства в течение пяти лет запретят и их.Собственно, вариантов у табачников остается немного. Точнее, почти совсем не остается. Разве что специализированные печатные издания, автоматы и сопутствующие аксессуары (спички, пепельницы) в местах продаж и в курящих залах баров и ресторанов. И пока еще не запрещена реклама в метро (законопроект только рассматривается). BTL (англ. below the line) — дополнительные средства рекламы, направленные непосредственно на потребителя (дегустации, выставки, e-mail рассылки, бесплатные раздачи товаров и т.п.)

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow