СюжетыОбщество

Офис напрокат

Производители программного обеспечения придумали, как спасти свою отрасль

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 21.12.2007 №49 (59)
Читать
Производители программного обеспечения (ПО) чешут репу: отрасль постепенно заходит в тупик. Все новые версии популярных приложений оказываются по большому счету никому не нужными: так, общим местом уже стал факт, что практически вся нужная...

Производители программного обеспечения (ПО) чешут репу: отрасль постепенно заходит в тупик. Все новые версии популярных приложений оказываются по большому счету никому не нужными: так, общим местом уже стал факт, что практически вся нужная рядовому журналисту, писателю или офисному работнику функциональность MS Word содержалась еще в шестой версии, выпущенной около 15 лет назад. И все большую популярность завоевывает старая идея о том, чтобы вместо продажи сдавать программное обеспечение напрокат: пользователю за небольшую плату предоставляется доступ к пакету программ, располагающихся на сервере производителя, там же и хранятся созданные документы.

Во-первых, это удобно при корпоративной работе, и для тех, кто мотается по миру, и для тех, кто работает дома (как и их начальников): единая среда, единые форматы, доступ в любой момент с любого компьютера, не нужно синхронизировать содержимое домашнего компьютера и рабочего, или карманного, настольного и ноутбука. Для администраторов упрощается эксплуатация рабочих мест, для корпорации в целом снижаются расходы.

Во-вторых, это удобно для тех, кому офис нужен от раза к разу, нет смысла платить за полную версию программного обеспечения, гораздо проще воспользоваться раз в месяц таким сервисом.

Родившаяся еще в середине 1990-х с распространением Интернета, мысль о прокате ПО натолкнулась тогда на чисто технические ограничения в виде отсутствия надежных и достаточно быстрых каналов связи. Сейчас в развитых странах это ограничение практически снято: нелимитированный доступ к Сети за приемлемые деньги становится нормой и в домашнем, и в корпоративном секторе. И, судя по всему, широкое развитие офисов онлайн сдерживается лишь инерцией пользователей.

Одним из самых известных таких сервисов стал выпущенный в 2006 году пакет Google Apps, включающий в себя почтовую службу Gmail, интернет-пейджер Google Talk, органайзер Google Calendar, а также средства для работы с текстовыми документами и электронными таблицами (аналоги Word и Excel соответственно). Есть содержащая некоторые ограничения (в основном по объему пространства для хранения документов) бесплатная версия, доступная любому, а платная версия под названием Google Apps Premier Edition стоит 50 долларов на одного пользователя в год.

Microsoft, обидевшаяся на вторжение чужаков в сектор рынка, на котором она «испокон веков» безраздельно доминировала, критикует такой подход, указывая, в частности, на ненадежность подобных сервисов (сервер Google Apps уже «падал» на целые сутки), и организовать сетевые версии главных компонентов своего Office не спешит. Критики со стороны указывают на недостаточные возможности автономной работы и все вместе хором тревожатся за конфиденциальность данных.

Но небольшая индийская компания InstaColl не испугалась ни этой критики, ни конкуренции с гигантами рынка и предложила свою версию онлайнового офиса под названием Live Documents (live-documents.com). Ее владелец Сабир Бхатия известен созданием почтовой службы Hotmail, позднее выкупленной Microsoft и ставшей одной из крупнейших в мире. Бхатия максимально учел все критические замечания: в частности, кроме стандартной связки текстовый редактор — электронные таблицы — органайзер с электронной почтой, у него есть и приложение для создания презентаций, имеются расширенные возможности автономной работы и усиленные средства защиты данных от несанкционированного доступа. Немаловажно, что интерфейс максимально приближен к привычному MS Office и пользователям не придется переучиваться. Для частных пользователей сервис абсолютно бесплатен (хотя дисковое пространство и ограничено). Работать с документами можно с любого компьютера и даже с мобильных устройств.

Бхатия полагает, что к 2010 году мало кто будет покупать массовые офисные продукты — все перейдут на онлайновую работу. Прав ли он и удастся ли именно его продукту попасть на гребень волны, или это окажется кто-то другой — покажет время.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow