СюжетыПолитика

Сцепление или газ?

При президенте из «Газпрома» Лукашенко вряд ли придется рассчитывать на «прорыв» в отношениях с Москвой на устраивающих его условиях

Этот материал вышел в номере № 96 от 17 декабря 2007 г
Читать
Когда в очередной раз прошла информация о том, что Союзное государство России и Белоруссии все-таки будет создано в ближайшей перспективе и главой его станет Владимир Путин, к ней отнеслись настороженно — как к очередному экспромту...

Когда в очередной раз прошла информация о том, что Союзное государство России и Белоруссии все-таки будет создано в ближайшей перспективе и главой его станет Владимир Путин, к ней отнеслись настороженно — как к очередному экспромту российской стороны, причем не очень хорошо продуманному.

И не только потому, что и в былые времена подобные сенсации жили недолго, разбиваясь о суровую практику. А потому, что момент для того, чтобы она показалась правдоподобной, был подобран неудачно. Ведь ясно, что президент Александр Лукашенко не согласится ни на какие серьезные изменения в интеграционном процессе до завершения процесса смены власти в Москве и формирования новой властной конфигурации в Кремле и вокруг него. Оно и понятно: с нынешним российским президентом у него отношения не сложились, но могут сложиться с новой командой.

Кроме того, слухи о скором создании Союзного государства удивительным образом совпали с сообщениями о том, что в будущем году цена на газ для Белоруссии существенно увеличится. Исходя из этого, невольно напрашивалась мысль, что Москва в очередной раз предлагает Лукашенко сделку: либо сохранение самостоятельного курса, но при высоких ценах на газ, что неизбежно приведет к краху «белорусского социализма», либо объединение на российских условиях, но при щадящих ценах на газ и хороших шансах на развитие экономики.

Но вот в минувший понедельник, когда Путин объявил имя преемника, ситуация с Союзным государством предстала в ином свете. Очевидно, что при президенте Медведеве Лукашенко вряд ли придется рассчитывать на «прорыв» в отношениях с Москвой на устраивающих его условиях. И не только потому, что Медведев в течение длительного срока тесно связан с «Газпромом», который сегодня и выступает в роли главной силы, пытающейся принудить Лукашенко к интеграции на московских условиях. Медведев — политик осторожный, пытающийся, где можно, избежать острых конфликтов и резких, неожиданных решений. В этом смысле трудно ожидать, что он пойдет на тесное сближение с Батькой. Скорее всего, если от варианта строительства Союзного государства в Кремле еще и не отказались, так только потому, что при новом российском президенте надеются на медленное, постепенное принуждение Лукашенко к московскому варианту объединения. Дескать, времени у Медведева много, а Батьке все равно отступать некуда. Пространство для маневров под российским экономическим давлением у него будет неуклонно сокращаться. А там, глядишь, будут созданы и долгожданные наднациональные органы Союзного государства и, соответственно, пост его президента — понятно для кого.

Впрочем, тактика долгосрочного давления тоже чревата рисками. Как известно, практика экономического нажима или даже санкций в отношениях с ближайшими соседями еще ни разу не приносила России политических дивидендов. Так было в истории с повышением цен на газ для Украины в 2006 г., для той же Белоруссии в 2007 г. Даже куда более слабая в экономическом отношении Грузия — и та устояла против российских санкций. А вот влияние подобных мер на состояние умов в сопредельных государствах предугадать несложно. Мягко говоря, оно не становится более благожелательным по отношению к России.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow