В ноябре в Красноярске цены на бензин дернулись было вверх (до 21 рубля за литр Аи-92), но чиновники их тут же вернули обратно. По политическим мотивам. Как и ожидалось, после выборов цены взлетели уже куда выше. 5 декабря литр Аи-92 стоил 22 руб. (рост на 2,5 руб.), литр 80-го — от 18, 2 до 18,5 руб., Аи-95 шел уже по 24 или 24,5 руб., Аи-98 — 27 руб. (рост на 3,1 руб.). Ощутимее всего подорожало дизтопливо — на 4,3 руб. Литр ДТ стоил 5 декабря от 20,7 руб. до 21,5.В тот же день, 5 декабря, власти провели совещание с крупными операторами на топливном рынке, и 6 декабря они снизили цены на полтинник на 92-й бензин и ДТ. До, соответственно, 21,5 рубля и 20,2 — 21 за литр.Администрация делает вид, что может влиять на топливный рынок. Красная цена такого влияния — именно эти 50 копеек. Губернатор и Заксобрание написали письма в Москву. Ждут ответа. И призывают к «борьбе с нефтяниками за сохранение жизни, которая в Сибири без топлива невозможна». Это из речи вице-спикера Алексея Клешко. Он же публично оценил взлет цен на топливо как беспредел и даже как «диверсию «Роснефти» против Путина».Если «диверсия» и была, то не одна «Роснефть» к ней руку приложила. Минпромэнерго России, посовещавшись с крупнейшими нефтяными компаниями страны, еще 19 ноября уговорило их заморозить розничные цены на топливо. Уговорить труда не составило. Очевидно, что вертикально интегрированным компаниям со своими скважинами и сбытом нефтепродуктов за рубеж эта заморозка — что слону дробина.То был удар по небольшим независимым продавцам топлива. Нефтяным акулам дали шанс проглотить мелкую рыбешку. Поскольку независимые региональные сети АЗС из-за решения правительства начали работать себе в убыток.И последние недели цены на АЗС были ниже, чем те, по которым они закупали топливо у оптовиков. Так, в Красноярском крае 30 ноября отпускная цена за тонну Аи-92 составляла 23,201 руб. То есть власть предложила мелким нефтяным бизнесменам покупать литр бензина за 23,2 рубля и продавать его автолюбителям по 19,5.По данным вице-губернатора Эдхама Акбулатова, оптовая цена с октября выросла на 30%, розничная — до нынешнего повышения — лишь на 8,3%. Долго так продолжаться не могло, старые запасы топлива исчерпались, поэтому вместе с фанфарами и боем барабанов по случаю триумфа «Единой России» топливо на АЗС начало дорожать.В течение многих лет в Красноярске присутствовало множество владельцев АЗС, никак не связанных друг с другом. И — вопреки законам конкуренции — у нас обычно была очень высокая маржа между оптовой и розничной ценой (последние недели в расчет брать не будем, это были политэкономические занятия с бизнесом). Хрестоматийные правила, увязывающие насыщенность рынка продавцами и цену на их товар, у нас не работают. И наличие под боком Ачинского НПЗ (принадлежит «Роснефти») не помогает. Понятно, что процесс бензинового ценообразования у нас почти никакого отношения ни к рынку, ни к мировым ценам на нефть не имеет. Владельцы АЗС попросту вступали в картельные сговоры. Однако вольница заканчивается. Приходят крупные игроки. У них не сговоры — у них отлаженные технологии согласования таких вопросов.Взлет цен на топливо позволяет мотивировать рост цен на все остальное. Если скачок цен на продукты произойдет ближе к Новому году и продолжится бурным ростом сразу после него, то, например, фирмы, предоставляющие услуги такси, уже сейчас подняли цены на 20%. Дорожают авиабилеты. Владельцы городского общественного транспорта тоже будут добиваться новой стоимости проезда для горожан. В этом году поднять цены они уже не вправе, а с 1 января начнут с властями переговоры, видимо, с отметки в 14 рублей. Услуги ЖКХ вырастут с 1 января не менее чем на 15%.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68