Про российскую таможню говорят, что это государство в государстве. И говорят не абы кто, а именно те, кто неоднократно сталкивался с ее представителями. Дело даже не в том, что все ее документы, начиная с основного — Таможенного кодекса, — написаны не понятным даже человеку с высшим образованием языком. Главная опасность структур Федеральной таможенной службы для простого гражданина в том, что от нее в любой момент можно ожидать какой-нибудь подлянки. Мало того что таможенные законы — что то дышло из поговорки, так даже с законами федеральные начальники от таможни расправляются очень просто. Не нравятся — проигнорируем.
А Гражданский кодекс взять — и отменить!
Кем надо быть, чтобы прекратить действие, пусть даже частичное, федерального закона? Ну как минимум президентом России, скажет немного осведомленный в основах государства и права человек. И будет прав. Но, как оказалось, отменить федеральный закон может и простой заместитель начальника отдела некоей федеральной службы — даже не министерства!
Доверенность на машину в нашей стране почему-то не нравится людям в погонах. То гаишники на нее зубы точат. А теперь вот и таможенники решили с ней не церемониться. Не мудрствуя лукаво, один из «замзавов» ФТС, Александр Наумов, подписал письмо, которым прекратил действие института доверенности на подконтрольной Российской таможне территории! Разослал он его почему-то только таможням Калининградского региона — вроде бы как ответ на запрос из областного центра. Письмо это привело к тому, что таможенные склады региона затоварились автомобилями жителей Большой России, которые ввезены калининградскими перегонщиками по доверенностям для растаможивания. Размахивая письмом А. Наумова, мытари отказываются проводить оформление таких машин даже по нотариально удостоверенным доверенностям без присутствия собственника автомобиля. Проблема усугубляется тем, что область — анклавная и приехать туда может далеко не каждый, даже имеющий загранпаспорт.
Некоторое время калининградские таможенники не просто игнорировали доверенности при оформлении, но еще и требовали, чтобы хозяин автомобиля сам его ввозил в Россию! Такой нормы нет ни в Таможенном кодексе, ни в постановлении правительства № 715, утвердившем Положение о порядке ввоза автомобилей физическими лицами. Потом это требование все же отменили, однако оформлять машины по доверенности все равно отказываются, нарушая тем самым Федеральный закон РФ — Гражданский кодекс.
Письмо это — чистое словоблудие, цель которого — не дать возможность калининградцам ввозить машины по доверенности, а по большому счету — уменьшить приток подержанных иномарок в Россию. «…ТК России и Положением не предусмотрена возможность декларирования по доверенности в иных случаях ввоза (например, в случае пересылки транспортных средств в адрес физических лиц, не пересекающих границу РФ) транспортных средств, перемещаемых физическими лицами…» — пишет А. Наумов, забывая главный постулат юриспруденции: что не запрещено — разрешено! Подобного запрета ТК не содержит, а в ГК предусмотрена возможность воспользоваться доверенностью.
Особую пикантность ситуации с вышеупомянутым письмом г-на Наумова придает тот факт, что его автор является заместителем начальника не какого-нибудь хозяйственного отдела, а… правового!
Под областным арестом
Если спросить автомобилистов Калининградской области, кто их главный враг, 90% наверняка назовут таможенников. Большинство населения региона так или иначе связано с автомобильным бизнесом, а за него таможня взялась очень рьяно. Даже солидный автосборочный завод «Автотор» не миновал таможенного наезда! Что уж говорить о простых людях. Мы уже писали (см. «НГ» за 22.10.2007), что таможня требует доплаты с тех перегонщиков, кто в 2005-м — начале 2006 года ввез больше пяти машин. Она хочет, чтобы они заплатили как юридические лица, несмотря на то, что лица у них самые обычные, как и у всех нормальных людей, физические. Но воображению таможенных полковников они упорно предстают в виде юридического лица. И, что удивительно, местные суды с ними согласны: иски таможни о доплате они удовлетворяют оптом, а судебные приставы описывают и арестовывают имущество ответчиков. А поскольку его не хватает — еще бы: некоторым выставлены счета на десятки миллионов рублей! — во избежание побега за границу ответчикам запрещают выезд из области. Не за границу России, а именно за пределы Калининградской области. То есть человек лишен возможности не только поехать в соседние Литву или Польшу, но даже сесть на самолет, чтобы прилететь в Москву! Например, чтобы лично подать жалобу и отстаивать свои интересы на заседании Верховного суда, рассматривающего его дело.
Главное — выбить с человека деньги, а о его правах никто из чиновников не думает: считается, что речь идет об интересах государства. По сути дела, люди оказываются под домашним арестом (в размерах небольшой области) без всякого на то решения суда об аресте.
Обязательно присутствие «пингвинов»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Но не только в анклаве таможенные функционеры творят, что хотят. Даже в столице они умудрились «укоротить» федеральный закон. Опять «виновата» доверенность. На постах Центральной акцизной таможни Москвы и Подмосковья отказываются принимать денежные средства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (по-простому — депозита, без него невозможно ввезти в РФ купленный за границей автомобиль) по доверенности. Еще недавно принимали и вдруг — перестали. Однако в учреждениях под знаменем с зеленым косым крестом (флаг российской таможни) прекрасно понимают, что отменить доверенности не в их силах, поэтому поступают очень хитро. Принимают деньги от доверенного лица, но зачисляют их не на счет будущего владельца автомобиля (доверителя), а на счет вносящего (т.е. перегонщика). Казалось бы, разницы никакой? Но это не так. Разница в том, что если денежные средства зачислены на имя собственника авто, то после доставки машины на таможенный склад они автоматически зачисляются в счет уплаты таможенных платежей. Но если они лежат на счету доверенного лица, то таможенную пошлину нужно вносить заново! Деньги с депозита перегонщика никуда не пропадут: их ему вернут по его заявлению. Не сразу, конечно, месяцев через несколько.
Для того чтобы не платить двойную пошлину и не «подвешивать» значительную сумму на длительный срок, в ход пошли… «пингвины». Или «тамагочи» — так между собой перегонщики называют собственников автомобилей, которым они собираются везти машины. Доверители вынуждены бросать свою работу и сами приходить на таможню, чтобы лично вносить деньги на свой депозитный счет.
С какой целью интересуетесь?
Как можно расценить действия таможенников, которые требуют не предусмотренные законодательством документы? В той же Калининградской области на международном автомобильном пункте пропуска «Чернышевское» Неманской таможни при оформлении ввозимых автомобилей инспекторы требуют копию свидетельства о присвоении ИНН, ссылаясь при этом на какой-то циркуляр местного начальства. Хотя на другом посту той же таможни, в г. Советске, ИНН не нужно. Эта копия никакого отношения к ввозу авто не имеет, да и не у каждого гражданина есть ИНН. Как же в этом случае решается проблема? А так же, как и все другие (особенно искусственные) в нашей стране: деньгами. Тридцать долларов (можно рублями) — и никаких проблем!
А мытари с поста «Бурачки» Себежской таможни (кстати, того же Северо-Западного таможенного управления) требуют с въезжающих в РФ и уже растаможенных машин копии документов на автомобиль, доверенности (если едет не хозяин) и даже паспорта водителя. Если копий с собой нет — не беда, их можно сделать здесь же, на посту: «всего» лишь по 18 руб. за страничку. Ксерокс предоставляет околотаможенная коммерческая структура РОСТЭК. Но это еще не все: если на машине есть какие-то повреждения, те же таможенники «взваливают» на себя еще и обязанности гаишников и требуют справку об аварии. Здравомыслящему человеку ясно, что, если машина уже имеет российские номера и документы, последователи Верещагина могут интересоваться лишь идентичностью ее номеров и содержимым багажника. Но у скобарей в глазах — как у героя американского мультика: $, $, $! А еще лучше — €, €, €. Управление собственной безопасности ФТС считает требование себежских таможенников незаконным, а их любопытство — попыткой вымогательства взятки.
Заплатите за электроны
Кстати, о ростэковских фирмах. Это единственные структуры, которые были допущены до ведения коммерческой деятельности на границах. И вопреки указанию президента очистить границу от коммерсантов они до сих пор продолжают ее в зонах таможенного контроля. Поскольку управляют ими в основном бывшие или нынешние руководящие сотрудники таможни, фирмы эти от отсутствия клиентов не страдают. А таможенники действующие делают все для того, чтобы клиентов было как можно больше, а за копеечные услуги они платили по максимуму. Случай с копиями на посту «Бурачки» — наглядный тому пример.
Но мастера на выдумки живут не только на Псковщине. Пару лет назад на посту «Руднянский» Смоленской таможни придумали делать всем въезжающим машинам электронные копии полисов страхования автогражданской ответственности. За счет водителей, естественно, «всего» за 50 руб. Водителя отправляли в такую же ростэковскую структуру, где данные его полиса ОСАГО вносили в компьютер. «Ну, а где же копия-то? — удивленно спрашивал он. — За что 50 рублей заплатил?». «Так она же электронная! Как вы ее увидите?» — отвечали коммерсанты. А мытари подгоняли им клиентов. И только после обнародования этих фактов пограничные коммерсанты прекратили изготовление электронных копий страховых полисов. Теперь таможенники лишь иногда спрашивают обычную ксерокопию, которая стоит в пять раз дешевле.
По замкнутому кругу
Тот, кто когда-нибудь терял ПТС, знает, как трудно его восстановить. Особенно если он выдавался таможней, да еще в двух тысячах километров от вашего дома. Жи¬тель Мурманской области Н-в (фа¬милию полностью не пишем по этическим причинам, которые станут понятны ниже) купил в Калининграде машину, оформленную на Неманской таможне, и повез домой ставить на учет в ГИБДД. Там-то милиционеры и выяснили, что таможенники сделали ошибку в одной цифре, так что, прежде чем поставить автомобиль на учет, нужно эту ошибку исправить. Сделать это может только тот орган, который выдавал ПТС. То есть Неманская таможня. Н-в поехал в г. Советск, где она находится, однако по пути туда, в Литве, был ограблен и убит. Вместе с деньгами пропали и все документы, в т.ч. ПТС и справка-счет на ту машину. Преступников не нашли, документы тоже. Вдова, пытаясь вступить в наследство, озаботилась проблемой перевода автомобиля на себя, но для этого нужно иметь ПТС. Ее доверенное лицо обратилось в Неманскую таможню с просьбой выдать дубликат взамен утраченного, но получило отказ. Тогда вдова написала письмо руководству ФТС. Из Москвы ответили, какие три документа нужно иметь, чтобы в Советске выдали дубликат. Необходимые бумаги она получила и снова отправила в Неман своего человека, но и в этот раз он возвратился ни с чем! Теперь там потребовали документ о вступлении в наследство (хотя Н-ва и не просит выписать ПТС на свое имя). Но как раз именно для получения этого документа ей и нужен ПТС! Получается замкнутый круг. И это при том, что у человека страшное горе и тягчайшее материальное положение.
Вот как исправно в структуре таможни работает выпестованная еще в советские времена бюрократическая система.
А потому нет ничего странного во фразе, которую я неоднократно слышал от самых разных людей: «Чем больше общаюсь с таможенниками, тем больше люблю гаишников». Как говорится, хрен редьки не слаще.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68