СюжетыКультура

Кирпичный лабиринт смыслов

Триллер «Прощай, детка, прощай» — режиссерский дебют Бена Аффлека

Этот материал вышел в номере № 86 от 12 ноября 2007 г
Читать
Голливудский плейбой, обладатель «Оскара», Бен Аффлек неожиданно для всех и для себя самого снял жесткую, бескомпромиссную картину. Вдохновитель — Деннис Лихэйн, автор нашумевшего психологического романа «Таинственная река», с блеском...

Голливудский плейбой, обладатель «Оскара», Бен Аффлек неожиданно для всех и для себя самого снял жесткую, бескомпромиссную картину. Вдохновитель — Деннис Лихэйн, автор нашумевшего психологического романа «Таинственная река», с блеском экранизированного Клинтом Иствудом. В руки Аффлеку попала книжка Лихэйна о парочке частных детективов.

«Прощай, детка, прощай» рассказывает о рабочем районе Бостона. Водоворот мрачной, но пенящейся жизненной достоверностью истории втянул Аффлека в себя. К тому же ему, уроженцу Бостона, не нужно было изучать нравы населения, неведомые чужаку.

…Выпуски новостей посвящены теме дня: исчезновению четырехлетней Аманды Маккриди. Следствие заходит в тупик. Родственники просят включиться в поиски частных детективов Патрика Кензи (Кейси Аффлек) и Энджи Дженнаро (Мишель Монахан), с детства знающих этот район.

…Лихэйн написал нечто большее, чем полицейский детектив о киднепинге. Расследование петляет в лабиринте социального неблагополучия, непредсказуемых сюжетных разворотов. Преступления против детей — плоть от плоти хронических болезней общества. Тут свой круговорот беды: нищета, наркотрафик, ложь, жестокость, педофилия.

В напряженном, непредсказуемом триллере главный вопрос не «кто виноват». Вопрос, витая над действием, ставится много шире…

Здесь нет гламурной Америки. Обшарпанные кирпичные углы, затрапезные бары, затхлые квартирки. Бостонский рабочий район Дорчестер — темная сторона жизни благочестивой Америки. Преступный мир намертво сросся с обыденным.

Вместо подтянутых пышногрудых див вы встретите здесь целлюлитных тетенек, помятых жизнью, ищущих свой уголок счастья в наркотическом забвении и случайной встрече с очередным поблекшим хахалем. Вот они, нынешние «матери, которые бросают своих детей».

Сыщик Кензи на протяжении фильма решает задачки со многими неизвестными. Двигаясь по зигзагам следствия, однажды понимает, что от следующего шага зависит судьба не только похищенной девочки, но и его товарищей, наконец, его собственная судьба.

«Ты должен выбрать сторону. Если насилуешь ребенка, ты не на моей стороне» — вроде бы простая логика его шефа, опытного следователя Реми Брессанта (Эд Харрис). Но куда она заведет начинающего сыщика? «Ты молодец!» — полицейские похлопывают по плечу Кензи, выстрелившего в голову педофилу, растерзавшему ребенка. Убийство — грех. Или смотря… кого убиваешь? Как относиться к Брессанту, в точности как наш Глеб Жеглов подкидывающему преступнику вещдок, чтобы взять его с поличным?.. Но ведь отъявленному негодяю… Так на какой ты стороне, парень?

Авторы ставят зрителя в тупик простыми вопросами, на которые нет однозначных ответов. Каковы последствия правильных поступков? Вернуть ребенка матери-наркоманке — хорошо? Или лучше оставить преступление нераскрытым? Зло сеет добро, добро причиняет вред в этом лабиринте смыслов и подмен, преступлений и наказаний, жертв и преступников, порока и невинности.

Дилемма между добром и злом остается для героя, в сущности, неразрешимой. И потом, уже после сеанса, зритель снова и снова будет прокручивать сюжетные виражи, пытаясь рассеять туман нравственной неопределенности.

Аффлек с непривычной для Голливуда отвагой сумел развернуть вымышленный сюжет в русло современной «американской трагедии». Каждый день в Америке пропадают две тысячи детей. 10 тысяч дел ежегодно остаются нераскрытыми.

Статистика российского киднепинга неизвестна. Впрочем, и отечественные кинематографисты социальными историями не интересуются…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow