В первых числах ноября у здания посольства России в Гааге должен пройти митинг протеста голландских моряков против произвола прокуратуры, таможни и транспортной милиции Астрахани.
Бургомистр Гааги уже дал разрешение на проведение мероприятия — схватка за баржу «Вагенборг-106» перемещается с каспийских берегов на улицы и площади европейских столиц. Астраханский детектив, о котором писала «Новая газета» (№ 49 от 2 июля), оказался так лихо закручен, что развязка никак не наступит.
Эх, моряк, ты слишком долго плавал…
Начальник транспортной милиции Астрахани подполковник Дегтярев, требовавший 50 000 долларов за возвращение «Вагенборга-106» ее законным владельцам, уже сидит в колонии строгого режима. В статье «Капитанская рубка» мы рассказывали, как Дегтярев и двое его подчиненных — следователи астраханской транспортной милиции Шамсудинов и Шахбанов — шантажировали капитана дальнего плавания, директора российского представительства голландской судоходной компании Артура Арустамова.
Между тем вся вина компании «Ноорде-римс» состоит в том, что ее руководство имело неосторожность отправить свою баржу из Казахстана на ремонтный завод в Астрахань. (Кстати, учредителями «Ноордеримса» являются члены королевской семьи Нидерландов, два племянника королевы Биатрикс.) Судно было переоснащено для обеспечения работы буровых платформ на каспийском мелководье, поэтому на нем были смонтированы цистерны для топлива, горюче-смазочных материалов, подъемный кран и прочее оборудование. Это-то оборудование и было объявлено сначала таможенниками, состряпавшими дело об административном правонарушении, а потом милицией и транспортной прокуратурой, возбудившей уже уголовное дело, «имуществом, сокрытым от таможенного контроля».Как можно было «сокрыть» гигантские цистерны от таможенников, которые проверяли баржу при пересечении таможенной границы и оформили все положенные в таких случаях документы, — загадка. Впрочем, ждать долго разгадки не пришлось. Как только начали звонить сначала сотрудники астраханской таможни, а потом следователи транспортной милиции и назначать капитану Арустамову «встречи», стало понятно — они вымогают взятку. Шамсудинов и Шахбанов специально прибыли в Ростов, дабы сообщить Арустамову о том, что против него возбуждено уголовное дело. Вручили подписку о невыезде и пригрозили «крупными неприятностями», если он срочно не встретится «с нужным человеком, который решит все вопросы».
«Нужный человек» — это и есть подполковник Дегтярев. Если задуматься, в этом есть какая-то мистика: почему «оборотни в погонах» летят к Арустамову, как бабочки на огонь? К тому моменту, как ему позвонили из Астрахани, Артур Альбертович уже наклеил в свой паспорт семь звездочек — по числу лично отловленных милиционеров-вымогателей. Целая ОПГ — организованная преступная группа, состоящая из сотрудников Октябрьского РОВД города Ростова-на-Дону, — отправилась за решетку после того, как попыталась «развести Арустамова на бабки»: милиционеры сначала угнали его белый «Мерседес», а потом предложили машину выкупить.
Прибывший на побывку из Голландии, где он тогда работал, капитан дальнего плавания серьезно рисковал, исполняя роль «живца». И не только деньгами, но и жизнью. Однако «оборотней в погонах» капитан Артур все-таки поймал! И (бывают же такие случайные совпадения) именно на Арустамова через несколько лет, когда он стал уже директором дочернего предприятия голландской компании в Ростове-на-Дону, опять наехали «оборотни в погонах». Мало, что ли, у нас других владельцев «Мерседесов» и директоров фирм, которые и не думают коллекционировать звездочки, как охотничьи трофеи? Дающих взятки, когда требуют, и уступающих силе, когда «наезжают»?
Однако астраханским милиционерам, вслед за ростовскими, почему-то понадобился именно Арустамов. Они его долго «пасли», пока не решились «подцепить на крючок», но так и не поняли, с кем имеют дело. Артур Арустамов, как мне показалось, немножко «не от мира сего», в смысле из другого мира — из мира морского братства, где «один за всех и все за одного», где сдаются на милость победителя только «слабаки», а подлость не прощается.
За всех ответил Дегтярев
Оперативники Ростовского и Астрахан-ского управлений ФСБ блестяще провели операцию по задержанию подполковника Дегтярева с поличным — мечеными «долларами», отпечатанными в одной из ростовских типографий. Было возбуждено уголовное дело по фактам вымогательства взятки, угроз и шантажа.
Обычно на этом месте — преступники задержаны, зло наказано — и заканчиваются детективы. Но в жизни именно в этой «точке» нередко начинается самое интересное.— В ФСБ мне пообещали, что, как только вымогателей поймают, к делу подключится прокуратура и все наши проблемы решатся. «Оборотней в погонах» посадят, преследование нашей компании и меня лично прекратится, баржу вернут, и мы сможем нормально работать дальше, — рассказывает Арустамов. — А получилось все наоборот. Сообщники Дегтярева остались на свободе, мало того, следователей Шамсудинова с Шахбановым прокуратура перевела в разряд свидетелей. Шахбанов вскоре из милиции уволился, а Шамсудинов, наоборот, получил повышение по службе — стал начальником отдела. Подполковнику Дегтяреву такая метаморфоза позволила избежать обвинений в совершении преступления группой лиц по предварительному сговору.
Выходит, было кому организовывать «крутой наезд» на Артура Арустамова: ему без конца звонили неизвестные и угрожали расправой. А милиция тем временем продолжала «расследование» уголовного дела, возбужденного против капитана Арустамова транспортным прокурором Астрахани Андреем Стрыжаковым. Прокурор упорно не хотел принять во внимание, что Арустамов вообще не имел никакого отношения к этой барже: он стал директором представительства голландской фирмы через полгода после того, как баржа была отправлена на судоремонтный завод в Астрахань. Вела дело следователь Сулейманова. Однажды она позвонила на голландский буксир «Куланборг» и пообещала арестовать весь экипаж. В ту же ночь на судно высадился наряд транспортной милиции, и после долгого допроса экипажа, уже отчаливая, старший наряда сказал капитану буксира: «Передай привет своему директору!».
В другой раз на буксир «Хазарборг» позвонил некто, назвавшийся «следователем по делу баржи «Вагенборг-106», и предложил капитану уже этого буксира написать заявление о том, что директор Арустамов «заставляет подчиненных заниматься контрабандой».Капитан буксира доложил о звонке своему руководству, и голландцы, оценив последствия этих «спецопераций», просто ушли из России. Но Арустамова не бросили, наоборот, обратились в парламент Нидерландов с просьбой предоставить политическое убежище капитану и его семье.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вместо того чтобы паковать чемоданы, Артур снял со счета в банке деньги, отложенные на черный день, и… создал на собственные средства антикоррупционное ополчение, открыл в интернете сайт Korrupciy.net, на котором можно увидеть фотографию многострадальной баржи, которую моряки теперь называют «Варягборгом», с огромной надписью на борту: «Я взяток не даю!».
«Ополченцы» на этом не остановились и вывесили возле ростовского СИЗО огромный плакат: «За взятки купил он машину и дачу, теперь ждет в тюрьме от семьи передачу». Другой плакат с изречениями из Библии, Корана и Торы, осуждающими мздоимцев, долго висел под окнами Южного таможенного управления на набережной Ростова.
Присяжные не поверили
В Астрахань на суд по делу подполковника Дегтярева капитан Арустамов поехал, несмотря на анонимные звонки с угрозами. Хотя от него, получив накануне опять же анонимные «серьезные предупреждения», отказались два астраханских адвоката, и он остался совсем один. Но нельзя было не поехать.
По просьбе Дегтярева дело слушалось с участием присяжных заседателей. Адвокаты очень старались убедить двенадцать «судей из народа», что их подзащитный невиновен. Якобы подполковнику предлагали взятку, а он решил самолично задержать взяткодателя, да не смог — тот оказался мужчиной крепкого телосложения. Именно такую легенду озвучила в суде защита. Присяжные не поверили. Записи разговоров вымогателей с потерпевшим произвели на них большее впечатление.
— Дегтярев во время нашей встречи в кафе заявил, что моя компания должна отдать за возвращение баржи 50 000 долларов, — рассказывает Арустамов. — Я же, как научили меня оперативники, начал «торговаться»: дескать, дорого, сбавьте цену. Дегтярев мне ответил, что ему «нужно посоветоваться с другими людьми». Ушел и вернулся минут через 40. Я и спросил на процессе судью Ковалеву: есть ли у суда сведения, где был в это время Дегтярев, с кем он встречался, с кем разговаривал по сотовому телефону?.. Судья на мой вопрос даже не ответила.
Когда присяжные вынесли вердикт: «Виновен!», судья Ольга Ковалева огласила приговор: пять лет колонии строгого режима. Срок, как говорят юристы, «ниже низшего предела»: ч. 4 ст. 290 УК РФ, по которой осужден подполковник, предполагает от 7 до 12 лет лишения свободы.
Дело закончено, вопросы остались. Потерпевший Арустамов написал уже не одно письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой ответить ему на вопрос: почему сначала следователи прокуратуры, а потом и суд назначили виновным одного Дегтярева, а все ниточки, ведущие к его сообщникам, отсекли? Нет ответа.
Кстати, и оборудование баржи голландцам до сих пор не вернули. Почти за два года простоя судна убытки судоходной компании составили уже полмиллиона евро. Выходит, с чисто коммерческой точки зрения голландской фирме гораздо выгоднее было дать взятку подполковнику Дегтяреву, чем посадить его в тюрьму.
Среди потерпевших оказались и воспитанники Азовского детского дома, которым дочернее предприятие голландской судоходной компании во главе с директором Арустамовым оплачивало дорогостоящие операции, отдых на Кипре, помогало выпускникам учиться в мореходном училище имени Седова. Брала их на практику, а потом и на работу.
— Для наших ребят главное, чтобы кто-то помог им стать на ноги, определиться в жизни, одной мне с этим не справиться, — сказала корреспонденту «Новой» директор Азовского детского дома Елена Байер.
Теперь члены королевской семьи Нидерландов будут помогать казахским детским домам. С Россией они больше дело иметь не хотят. И только Арустамов отказывается покинуть свой окоп…
— Я давно понял, почему астраханская прокуратура в меня мертвой хваткой вцепилась, — сказал мне на прощание Артур Альбертович. — Они хотят на моем примере всем показать: не делайте так, как Арустамов! А то, если все будут делать, как я, перестанут давать им взятки, для чего они тогда вообще свои мундиры надевали? Чтобы жить на одну зарплату? Но я все равно не отступлюсь: что поделаешь, у каждого свой Сталинград!
… Что же касается надписи «Я взяток не даю!», то по решению судовладельца она останется на борту баржи до конца ее эксплуатации, лет так еще 30. Кроме того, на судне будет установлена табличка с описанием всех драматических событий, произошедших в Астрахани.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68